Великолепный век

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кое что из истории

Сообщений 211 страница 240 из 532

1

http://firepic.org/images/2013-07/29/4ijhs5ogxean.gif

Персонажи из ВВ

0

211

http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/33184/42_mat.jpg
Насух Матракчи (? - 1564)
http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/33184/42_mat7.jpg
Уроженец Боснии, Насух Матракчи ас-Силахи аль-Матраки был превосходным наездником,изобретателем новых форм игры матрак (бой с применением палки) - отсюда его прозвище “матракчи”. В то же время он был выдающимся каллиграфом,математиком и переводчиком "Анналов" арабского историка Ат-Табари. Будучи к тому же художником, иллюстрировал вместе с группой живописцев ряд исторических трудов: "Сулейман-наме" (история правления султана Сулеймана), "Бейан-и Меназил-и Сефер-и Иракейн" (“Описание двух походов на Ирак”, 1537 г.), где рисует города, через которые проходило войско султана во время похода на Тебриз и Багдад. Дома, укрепления, природные богатства, растительность, поля, реки представлены с высоты птичьего полета, в топографической манере, без персонажей. В другом его труде, посвященном компаниям Хайреддина Барбароссы (1475-1546) Средиземном море, представлены города Ницца и Генуя.

В правление османского султана Сулеймана I Великолепного (1520 — 1566) турецкая миниатюрная живопись достигла своего зенита. Хроники, документирующие официальную жизнь султана, важнейшие политические события, блистательные военные победы и пышные празднества, демонстрирующие богатство и мощь неудержимо растущей империи, нуждались в ярких впечатляющих иллюстрациях.

Принцип построения карт-панорам Насух мог унаследовать от византийской традиции, в которую он привнес много нового, изобретательно преобразуя любой документальный чертеж в произведение искусства. Иллюстрации Насуха к собственным рассказам органично сочетают черты топографической карты и архитектурного пейзажа. Они дают широкую панораму окружающего ландшафта и насыщены увлекательными деталями, которые можно долго рассматривать и многословно описывать. В его миниатюрах нет линии горизонта; и города и крепости кажутся увиденными с высоты птичьего полета и одновременно — с верхушки минарета или невысокого холма. Достоверность и скрупулезность топографических подробностей легко сочетаются с живостью и выразительностью рисунка, гармонией чистых красок, искусным выбором колорита, нередко построенного на контрастах интенсивных тонов, меткими характеристиками архитектурного и ландшафтного своеобразия каждого населенного пункта.
http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/33184/42_bitlis.jpg
Битлис.

Не отказываясь от стандартных приемов средневековых картографов, Насух находил для каждого сюжета особую форму композиции, подбирал отличительную цветовую гамму, наполняя картину того или иного города ощущением его исключительности, неповторимости. Так, широкой ярко-синей полосой залива со снующими по водной глади нарядными парусниками и рыбачьими лодками он остроумно разделил композицию карты-картины Стамбула на две различно ориентированные части, вынуждая зрителя поворачивать книгу то вертикально, то горизонтально, вовлекая его тем самым в движение вокруг и внутри города, живописно расположенного по сторонам залива Золотой Рог на гористых и равнинных берегах Босфора и Мраморного моря.

В каждой миниатюре Насуха просматривается намек на благотворную преобразующую и организующую роль Османской империи, берущей под опеку территории, погрязшие в хаосе неверия и запустении. Его панорама Эрзурума, отвоеванного османами у монголов в 1514 году, создает впечатление неудобной для жизни, пережившей свое время крепости, в тесные кварталы которой рядом с церквами с трудом втиснулись небольшие мечети. Напротив, Кара Амид (ныне Диярбакыр в Турции) выглядит как воплощение идеально спланированной цитадели исламского государства. Битлис похож на процветающий среди бесплодных скал сказочный город — с замком на линии крепостных стен, большими красивыми зданиями с куполами и аркадами, загородной соборной мечетью и пышным садом. Эскишехир горделиво демонстрирует архитектурные преимущества османских мечетей, дворцов и мавзолеев в сравнении с невзрачной старой застройкой. Яркая образность созданных Насухом городских пейзажей позволила турецким искусствоведам назвать его миниатюрные картины «портретами городов». Свою хронику побед Сулеймана Великолепного — Сулейман-наме (ок. 1545, Стамбул, Музей Топкапы-сарай) Насух украсил 32 выразительными «портретами», в том числе изображениями городов, в порты которых заходил турецкий флот во время средиземноморской кампании 1543 года под предводительством знаменитого турецкого военачальника Хайраддина Барбароссы.
http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/33184/42_krepost_yestergon._miniatyura_iz__suleyman_name__nasuha._ok._1545.jpg
Крепость Эстергон. Миниатюра из «Сулейман-наме» Насуха. Ок. 1545.

Декоративная нарядность очерченных легкими стремительными штрихами военно-морских судов, идущих на всех парусах на фоне генуэзской гавани, заполнивших акваторию Тулона или отдыхающих у живописных берегов Ниццы, как бы ненароком подчеркивает превосходство османского флота. Другие миниатюры этой рукописи иллюстрируют сюжеты, связанные с походом Сулеймана I в 1543 году против Австрии и Венгрии. Среди изображений десяти городов и крепостей, завоеванных турецкой армией и флотом в 1481—1512 годах, в третьем сочинении Матракчи Насуха, собственноручно им переписанном и иллюстрированном, — Истории султана Баязида II (Стамбул, Музей Топкапы-сарай), любопытна миниатюра с крепостью Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), перестроенной из захваченного в 1484 году молдавского городка Четатя-Алба.
http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/33184/42_turetskie_galeryi_na_dunae._miniatyura_iz__suleyman_name_.jpg

Турецкие галеры на Дунае. Миниатюра из «Сулейман-наме».

При дворе Сулеймана I работали персы, албанцы, черкесы, молдаване, а также турки, которые лишь начинали осваивать мастерство живописцев.

Насух ас-Силяхи был самым известным художником этой группы. Он прославился также как математик, историк, географ, литератор и постановщик театральных пародийных сражений, которые входили в число развлечений османского двора. Прозвище Матраки, или Матракчи, он получил благодаря победам в спортивной игре «матрак» — состязании в виде танца, участники которого сражаются деревянными мечами, с маленькими круглыми подушками в качестве щитов.

Придворный ученый и рисовальщик, Насух в 1534—1535 годах сопровождал султана Сулеймана в походах на Иран и Ирак; в 1537—1538 он описал эти военные экспедиции в Отчете о каждой стадии кампании в Двух Ираках (рукопись на арабском и персидском языке, более известна под названием Меджмуа-и-Меназил, или Маршруты; библиотека Стамбульского университета).
http://fotki.ykt.ru/albums/userpics/33184/42_haleb__aleppo_.jpg
Халеб (Алеппо)

Текст рукописи Насух сопроводил 132 иллюстрациями, включающими 82 изображения городов Турции, Ирака и Ирана. Научно-художественный стиль этих миниатюр положил начало развитию в османском искусстве жанра «топографической живописи», появление которого Насух объяснил просто: «Я описывал словами и передавал красками все местности, города, городки, деревни, крепости, давая их имена и картины».
   
Городские пейзажи Матракчи Насуха внесли в турецкую живопись свежую струю, открыв путь смелым поискам новых жанров. Турецкий навигатор и картограф XVI века Пири Рейис, например, сопроводил некоторые карты своей двухтомной "Книги мореходства" (1525—1526), миниатюрными пейзажами. «Портреты городов», созданные Насухом, интересны также как ценный источник сведений по истории средневекового градостроения архитектуры огромного региона.

0

212

Матракчи - что это? Что означает это прозвище

Вообще "Матракчи" ("Matrakçi") - это прозвище господина Насуха. Его так прозвали за то, что он сражался за деньги со всеми желающими на специальных дубинках "матраках". Матрак - это деревянная дубинка, обтянутая кожей, размером и формой похожая на кеглю для боулинга. Традиционно считается, что эта игра была придумана именно им, Насухом, в 16 в., в последствии ставшая популярной среди рыночных торговцев и солдат и распространившаяся по всей Османской империи.

Во 2 серии сериала Великолепный Век можно увидеть пример такого шуточного сражения сначала между Матракчи и Ибрагимом, а после и с Султаном Сулейманом.
http://s43.radikal.ru/i100/1204/d8/bd2498ebb774.jpg

0

213

Всем известно, что после имам никях мужчина в любое удобное для него время может произнести комбинацию неких слов из Корана 3 раза и его жена так сказать может "катиться ко-всем чертям".
1) Можно сказать в один день, в одну минуту Бош вэр (3 раза) и между вами все кончено
2) Мужчина должен сказать ЭТОТ набор слов 3 раза НО В РАЗОЕ время..и только после третьего между вами все кончено
Развод в Исламе рассматривается как крайняя мера, к которой прибегают тогда, когда все попытки примирить супругов исчерпаны. Широко распространено мнение о том, что развод в исламе – это всего лишь три раза произнесенное «Талак! Талак! Талак!». Это не так. Развод в исламе – процесс довольно длительный, и имеет несколько видов.

«Талак» – развод по инициативе мужа. Он предполагает троекратное произнесение вслух слова «талак», однако эти слова не могут быть произнесены все сразу, без разрыва во времени. После первого произнесения слова «талак» жена имеет право не только на содержание и жилье, но и на доброе обращение со стороны мужа в течение трех месячных периодов. В это время супруги могут примириться и продолжать жить как супруги. Если достичь примирения не удалось, супруги разводятся.

«Хул» – развод по инициативе жены. В этом случае она обязана уплатить мужу компенсацию, т.е. вернуть махр (предбрачный дар). Каждый мужчина назначает махр в соответствии со своим состоянием и при обязательном личном согласовании с невестой. Это могут быть деньги, золото, ювелирные украшения и т.д.

«Мубарах» – развод по взаимному согласию супругов.

«Лиан» – развод вследствие супружеской измены. Для подтверждения акта супружеской измены необходимы показания четырех беспристрастных свидетелей, которые должны подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж/жена не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться Аллахом в том, что говорит правду. Жена должна или признать свою вину, или поклясться в своей невиновности. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается.

После развода определенный период времени детей и жену должен обеспечивать муж. После семилетнего возраста и до совершеннолетия право выбора у кого жить предоставляется самому ребенку. Если же ребенок выберет мать, то он будет жить у матери, а полное обеспечение остается за отцом. Если выберет отца, тогда воспитывает отец. После совершеннолетия выбор остается за ребенком, он может жить как у матери, так и у отца, или может выбрать самостоятельную жизнь, если это не девушка. Если это девушка, то отец имеет право запретить дочке жить самостоятельно. Обеспечение этого ребенка в любом случае остается за отцом до его совершеннолетия (если дочь, то до того, пока она не выйдет замуж).

0

214

Обряд аналогичный христианскому венчанию в исламе называется «никях», это слово можно расшифровать, как бракосочетание.
http://s008.radikal.ru/i306/1104/94/ded134892827.jpg
Обряд никяха – это процедура, которая превращает двух чужих друг другу людей в мужа и жену. Это один из важнейших обрядов в жизни человека.
Что же необходимо для никях? По законам мусульманской веры, чтобы благополучно вступить в брак молодым людям необходимо выполнить, как минимум, четыре условия. На церемонии обязательно должен присутствовать родственник невесты мужского пола, это может быть отец, дед, дядя, брат. С обеих сторон, то есть со стороны жениха, и со стороны невесты обязательно должны присутствовать свидетели, - мужчины мусульманской веры. Никях положено проводить только после уплаты калыма, который назначают невеста и ее родные. Калым эта плата за возможность получения девушки, чаше всего он не является чем-то заоблачным. Сегодня это скорее символическая дань традициям, чем реальный выкуп
Самым главным условием для благословенного брака является желание обоих молодых людей жить вместе. Никях проводиться следующим образом. Во время церемонии перед молодыми читается определенная сура Корана, после чего брак считается состоявшимся, причем никакого официального уведомления не требуется.
Часто, после завершения исламского обряда бракосочетания никях, молодым выдается свидетельство, которое считается официальным документом во многих странах. Традиции мусульманского обряда бракосочетания, хорошо знакомы всему миру. Например, такой обряд, как похищение невесты, мы все знаем его. Но мало кто знает истинные цели проведения этого маневра. Оказывается, на похищение невесты мог пойти только тот молодой человек, у которого совершенно не осталось надежды на добровольное согласие девушки на брак. При этом у родных девушки, совершенно не оставалось выбора, как согласиться на брак, потому, что похищенная девушка считалась уже не чистой, а бесчестие девушки являлось страшным позором для ее семьи, а смыть этот позор могла только свадьба. Таким образом, с помощью похищения невесты молодой человек без лишних проблем получал себе невесту. Но при этом за похищенную невесту родители требовали калым, как минимум, в два раза больше обычного. А сам обряд никях проходил, по словам очевидцев, уныло и вяло.

0

215

Свадебные обряды Турции: ночь хны (праздник хны)
http://s001.radikal.ru/i195/1103/f4/8c36d18d3bf4.jpg
Со стародавних времен свадебные торжества в Турции продолжаются несколько дней. Начинаются они обычно в понедельник, и началом свадебных церемоний традиционно считается перемещение приданого невесты в дом жениха. Свадебная процессия торжественно несла приданое невесты, развесив на специальных деревянных или металлических «деревьях» одежду, фрукты и цветы.

Вторник считается вторым днем свадебных обрядов. Во вторник проводится традиционное «омовение» невесты – согласно старинным турецким обычаям невеста в этот день посещала перед свадьбой баню. А в среду вечером по традиции проводился специальный праздник для невесты – «Ночь хны» (kina gecesi).

«Ночь хны» - это важная составная часть национальных обрядов и свадебных традиций в Турции. Проводится этот праздник в женской части (гареме) того дома, где молодая жена будет жить после свадьбы – чаще всего это дом жениха. А в это же самое время, пока женщины с невестой совершают традиционные обряды «ночи хны», мужчины собираются в мужской половине этого дома (или другого дома жениха) и отмечают это событие отдельно. У любой турецкой женщины «Ночь хны» может быть только один раз в жизни, что придает этому празднику особый смысл.

Старинные турецкие обряды «ночи хны» очень красивы и многозначительны. Невеста (обычно это молодая девушка) наряжается в специальное платье – биндалли. Это роскошное, дорогое платье, полностью покрытое красивой традиционной вышивкой тончайшей ручной работы. Обычно биндалли (платье для «ночи хны») является семейной реликвией, оно бережно хранится в семье, используется только для этого обряда и передается из поколения в поколение.
http://s41.radikal.ru/i091/1103/a0/924c512461b2.jpg
Лицо невесты закрывают красной вуалью, покрытой золотыми блестками и пайетками – через такую вуаль никто не сможет увидеть лицо девушки, в то время как сама невеста будет видеть всех. Хну для этого обряда приносят в дом родственники жениха на специальном серебряном подносе с двумя зажженными свечами.
http://s012.radikal.ru/i321/1103/b0/5630ca6cc062.jpg
После того, как все участники обряда «ночь хны» собрались вместе, будущая свекровь раскатывает как ковер под ногами будущей невестки рулон шелковой ткани, который она принесла ей в качестве подарка. Невеста и ее подружки с зажженными свечами в руках обходят всех гостей, и во время этой процессии голову невесты осыпают монетами, символизирующими богатство и плодовитость.

Обойдя гостей, невеста по раскатанному рулону шелка направляется к своей будущей свекрови (очень часто бывает так, что именно в этот момент они встречаются первый раз). Подойдя к ней, невеста склоняет голову и в знак своего глубокого уважения целует руку будущей свекрови.
Обряд продолжается. Появляются подносы с фруктами, орехами, восточными сладостями. Гостям предлагают традиционную восточную выпечку и марципаны. После этого звучат традиционные для «ночи хны» песни и причитания. Мелодии и слова этих песнопений настолько печальны, что они трогают невесту до глубины души, и она заливается слезами. И не напрасно: слезы невесты в «ночь хны», по турецким поверьям, принесут девушке удачу и счастье в браке.
http://s008.radikal.ru/i306/1103/fe/fafb9c43b5f8.jpg
После горьких девичьих рыданий под эти обрядовые песнопения невесту усаживают на диван, и ее будущая свекровь высыпает в каждую ладонь девушки по полной ложке хны и кладет в нее по золотой монете. Эти золотые монеты в ладонях невесты символизируют удачу, богатство и изобилие – пожелания девушке от ее будущей родни.
После всех этих прелюдий наступает кульминация вечера. Приносят хну, и за дело принимается та женщина из всех присутствующих на церемонии, которая наиболее счастлива в браке. Именно этой женщине предоставляется почетное право провести обряд хны. Женщина окрашивает ладони, кончики пальцев рук и большие пальцы на ногах невесты хной. Незамужним подружкам невесты тоже окрашивают руки хной – по турецким поверьям, это поможет им в недалеком будущем тоже выйти замуж.
http://s52.radikal.ru/i137/1103/97/170fd225fbfb.jpg
Рисунок, нанесенный хной во время этого традиционного обряда в «ночь хны», ярче всего проявится у невесты непосредственно в день свадьбы. Традиционно в процессе нанесения рисунков хной на этой предсвадебной церемонии в рисунки, наносимые хной на руки невесты, могут быть искусно вплетены инициалы жениха. В брачную ночь жених будет должен найти на руке невесты эти инициалы, а если он не сумеет этого сделать, то должен будет сделать ей подарок.
Конечно, традиции поиска женихом своих инициалов в рисунках хной на руке невесты уходят корнями в далекое прошлое и сегодня не несут уже никакой особой смысловой нагрузки. Но в прежние времена этот обряд был особенно важен в тех случаях, когда брак заключался исключительно по договоренности между родителями молодых, и жених с невестой впервые в жизни встречались уже на собственной свадьбе. Тогда обряд поиска женихом собственных инициалов на руках своей невесты предназначался, прежде всего, для того, чтобы «растопить лед» между молодоженами и создать атмосферу некоторой интимности.
http://s54.radikal.ru/i145/1103/91/fe5cd748604a.jpg
Сегодня эти старинные свадебные обряды уже не несут такой особенной смысловой нагрузки, но «Ночь хны» до сих пор остается важной составляющей свадебных торжеств. Этот исключительно красивый и надолго запоминающийся ритуал для невесты является, пожалуй, самым важным из всех брачных обрядов - не считая, разумеется, самой свадьбы.
http://s010.radikal.ru/i312/1103/cf/f40c8f9a477b.jpg

0

216

Фатма Неслишах Османоглу Султан - внучка последнего Османского султана, скончалась совсем недавно, 2 апреля 2012 года, в Стамбуле. По мнению общественности Фатма Султан оченьпохожа на свою пра пра бабушку Роксолану Хюррем. Данное сходство хорошо видно при сравнении исторического портрета самой популярной султанши и последней представительницы королевской династии.
http://evimturkiye.com/_fr/35/1219932.jpg

0

217

Фатма Назлишах Османоглу Султан (тур. Fatma Neslişah Sultan) родилась 4 февраля 1921 года в Стамбуле и была последним человеком, зарегистрированным в Книге Османской Династии. Ее отцом был Омер Фарук сын принца Султана Абдул-Меджида Эфенди, а матерью дочь последнего султана Османской империи и последнего Халифа исламского мира Мехмеда VI Вахидеддина, Рукийе Сабиха Султан.
http://evimturkiye.com/_fr/35/2906238.jpg
После упразднения султаната и вынужденного отъезда последнего султана Османской Империи Мехмеда VI заграницу в 1922 году, семье Фатмы так же пришлось покинуть родину. Когда девочке еще не было и 3-х лет, в соответствии с Законом № 431 от 3 марта 1924 года, она и ее родители попали в списки для принудительной департации. Омер Фарук с семьей провел первые годы изгнания во Франции, в Ницце, где Фатма закончила гимназию. После Ниццы, семья перебралась в Египет и Фатме пришлось выучить еще и арабский, помимо 3-х европейский языков.
http://evimturkiye.com/_fr/35/8459914.jpg
Подпись на фотографии: Шехзаде (принц) господин Омер Фарук, султана Рукийе Сабиха и их годовалая дочь султанша Фатма Назлышах.
Фатма Неслишах в 1952 году, в Париже.

0

218

В 1940 году, Фатма Неслишах вышла замуж за египетского принца, Мухаммада Абдель Моним Бей Эфенди, сына Аббаса II Хильми, последнего хедива (зависимого от Турции государя) Египта. Принц Мухаммад был ни много ни мало наследником состояния в 50 млн долларов и был завидным женихом. У четы родилось двое детей: названный в честь деда принц Аббас Хильми и принцесса Икбал.
http://evimturkiye.com/_fr/35/7378078.jpg http://evimturkiye.com/_fr/35/6323757.jpg

После государственного переворота в Египте в 1952 году, Мухаммад Абдель Моним стал регентом новорожденного сына короля Египта, Фауда II, а его жена Фатма Неслишах Султан стала первой леди египетского королевства. В этой должности Фатма оставалась до упразднения монархии, в основном занимаясь благотворительностью и представительской деятельностью
http://evimturkiye.com/_fr/35/8030017.jpg

0

219

Регенство Мухаммада длилось всего 10 месяцев. 18 июня 1953 года Египетским Советом Революционного Командования монархия была отменена и провозглашена республика. В 1957 году принц-регент Абдель Монейм и принцесса Неслишах были арестованы по обвинению в участии в международном заговоре. Принцесса Неслишах была освобождена из тюрьмы только после того, как вмешался президент Турецкой Республики и потребовал ее освобождения. Высокородных супругов через несколько месяцев оправдали и позволили покинуть Египет.
http://evimturkiye.com/_fr/35/8564800.jpghttp://evimturkiye.com/_fr/35/8161319.jpg

Неслишах Султан, оказавшаяся в изгнании во второй раз, поселилась с мужем во Франции, где оставалась до 1963 года. В 1952 году в Турции была объявлена ​​амнистия для принцесс Османской династии и Неслишах с семьей смогла вернуться на родину. Султанше дали турецкое гражданство и присвоили фамилию Османоглу, что в переводе с турецкого означает сын, потомок Османов. Ее муж, принц Абдель Монейм умер в 1979 году в Стамбуле, и Фатма Неслишах продолжала жить с незамужней дочерью Икбал.
http://evimturkiye.com/_fr/35/1834434.jpg

0

220

2 ареля 2012 года Фатма Неслишах Османоглу Султан умерла в Стамбуле на 91-ом году жизни. На момент ее смерти, Неслишах Султан была самым старшим представителем Османской Династии. После недавней смерти князя Бурханеддин Джема (умер в 2008г.) и принца Эртугрул Османа (умер в 2009г.), она была последней принцессой, родившийся в эпоху османского правления.
http://evimturkiye.com/_fr/35/9361087.jpg
Сейчас в Стамбуле живут дети и внуки Неслишах. Старший сын Принц (по египетской ветви) Султанзаде (наследник султаната по турецкой ветви) Аббас Абдул Моним Хилми с детьми: принцессой Сабихой Фатимой Хилми и принцем Даудом Абдель Моимом Хилми. Дочь Неслишах принцесса Икбал Абдул Моним Хилми так и не вышла замуж, детей нет.
http://evimturkiye.com/_fr/35/2392779.jpg

0

221

На волне популярности сериала Великолепный Век, смерть Неслишах Османоглу вызвала определенные дискуссии. В турецкой прессе появились заметки о "разительном сходстве" последней османской принцессы и любимой жены Сулеймана Великолепного - Роксоланы Хюррем Султан. Взялись за сравнение и мы.
http://evimturkiye.com/_fr/35/0950179.jpg
Начать следует с того, что ни одного достоверного изображения жены султана Сулеймана не сохранилось. Все портреты Роксоланы - вымысел художников разных эпох, ни один холст, ни одна гравюра не писались с натуры. Впрочем, есть одна легенда, что некий неизвестный европейский художник все-таки написал портрет всемогущей султанши, но он якобы не сохранился (как вариант, погиб при пожаре в гареме султанского дворца Топкапы). Этот миф растиражирован писателями, описывающими жизнь Роксаланы и даже вошел, как один из основных сюжетов, в первый сезон Великолепного Века.
http://evimturkiye.com/_fr/35/2650185.jpg
Не смотря на это,некоторе сходство между портретами султанш есть. Общие черты лица, образ, если хотите. Определенная форма носа с горбинкой, овал лица, маленькие губки и скошеный подбородок. Подобного рода совпадение мне кажутся отчасти генетическими - определенный типаж султанской семьи, от части желанием публики видеть в последней султанше лик той, что вписала себя в историю Османской империи кроваво-золотыми буквами. Не исключаю я так же то, что продюссеры Великолепного Века не упустили возможность попиарить свое детище на фоне последней принцессы Османского престола.
http://evimturkiye.com/_fr/35/6897133.jpg http://evimturkiye.com/_fr/35/3262577.jpg

0

222

Yerebatan Sarnıcı - Цистерна Базилика (Стамбул)Цистерна Базилика или Yerebatan Sarnici (ушедший под землю дворец) на турецкий лад, давно стала популярной достопримечательностью у стамбульских туристов. Цистерна расположена на площади Султанахмет, между Святой Софией и улицей Диваниолу и является самым крупным подземным резервуаром воды, открытым для посещения в Стамбуле.  На самом деле, Цистерна Базилика является всего лишь небольшой частью древней системы водоснабжения города.Название этого хранилища происходит от расположенной на ее месте Базилики, которая во времена Византии возвышалась над площадью Августина с западной стороны Святой Софии. Здание использовалось учеными для изучения права и литературы. В разное время здание Базилики терпело пожары и разрушения, но его постоянно восстанавливали.  Что в ней только не было…и библиотека, и университет, и даже суд.  Подземное хранилище Цистерна Базилика было построено по приказу императора Юстиниана I. Местные жители стали называть ее «Дворцом, провалившимся под землю» из-за множества величественных мраморных колонн, которые поднимаются из воды.
http://s5.uploads.ru/t/zkE6s.jpg
Цистерна Базилика. Стамбул
http://s4.uploads.ru/kM5YB.jpg
http://s4.uploads.ru/Bh9FT.jpg
Цистерна Базилика или дворец ушедший под землю

0

223

Паргалы Ибрагим-паша – это яркий пример того, что совсем не обязательно иметь благородное происхождение, если хочешь просто покорить мир. Его судьба поражает счастливыми совпадениями, красочными победами и, увы, неожиданной смертью от руки лучшего друга. Собеседник султана Сулеймана, полководец, переговорщик, дипломат, Великий Визир и просто муж любимой сестры султана – все это Ибрагим достиг за весьма короткое время. Но чем больше росло влияние Паргалы в Стамбуле, тем больше он боялся за свою жизнь. Он даже попросил у Сулеймана обещание, что не будет им казнен. Но это не смогло спасти пашу от той судьбы, которая была ему уготована заранее.

В 1536 году, 15 марта, Сулейман попросил Ибрагима остаться на ужин. Тот согласился, не подозревая, что в комнате султана спрятались четыре немых палача. Когда мужчины поели, Сулейман сделал вид, что хочет спать, поэтому поспешил удалиться в свои покои. Историки в один голос вторят, что султан просто не хотел смотреть на предсмертные мучения своего лучшего друга, но вполне может быть, что эфенди боялся передумать и отменить собственный приказ. Когда султан удалился, на Ибрагима напали, закинув ему на шею шелковый зашморг. Паргалы понимал, что это конец его жизни, но он отчаянно не хотел сдаваться. Борьбу сильного и молодого Ибрагима с несколькими рабами слышал весь гарем, но никто и не подумал помочь смертнику. Палачи избивали бывшего лучшего друга султана со звериной жестокостью, заставляя его стать на колени и послушно принять свою участь. Вскоре драка была окончена, и труп Ибрагима выбросили за двери гарема. На его теле можно было увидеть множество ран, и каждый проходящий мимо мог представить насколько сильно не хотел умирать фаворит Сулеймана. Затем бывшего визира бросили в море, хотя существуют и версии, что его труп был захоронен в тайном месте. Султан не присутствовал на похоронах, закрывшись в своих покоях. Правитель огромной империи еще не знал, как он будет жить без того, кого раньше считал своим братом…

Прошло много лет с той мрачной ночи убийства, но Сулейман никак не мог простить себе содеянного. Он постоянно вспоминал об Ибрагиме и даже построил в его честь огромную мечеть. Также султан писал стихи, посвященные памяти Паргалы, но мало кому показывал, так как считал это сугубо личным. До самой своей смерти эфенди скорбел о горькой потере, но всегда говорил, что он не изменил бы прошлого никогда.
http://s4.uploads.ru/t/BCI64.jpg

0

224

Не так давно мир практически захлебнулся красотой нового исторического сериала. И дело здесь не только в сногсшибательной внешности грамотно подобранных актеров. Наряды османских женщин – вот то, что сейчас больше всего обсуждается и превозноситься. Султанши щеголяют на экранах в таких красивых платьях и накидках, что хочется тут же вернуться во времена такой изысканной красоты. Но совсем недавно популярный стилист Зюхаль Йорганджыоглу заявила, что все задействованные в сериале наряды – это вовсе не наследие османов. Более того, эти платья точь-в-точь повторяют моду французского общества, которую ввела когда-то в свой дворец жена Наполеона. Только так творцы сериала смогли подчеркнуть красоту избранниц Сулеймана (в том числе и Роксоланы), ведь женская одежда того времени в Турции была весьма консервативной в народе и, наоборот, чрезвычайно откровенной в гареме султана. Но это еще не все причины иностранного «вмешательства» в создание антуража сериала. Настоящее османское платья гаремной дамы – это настоящий шедевр ручной работы, на который портные не редко тратили год, а то и больше.

Шаровары, кафтаны, рубашки и парчовые платья – вот те детали гардероба, над которыми кропотливо работала целая армия швей. Так, весь гардероб рабынь и наложниц был расшит серебром, золотом, драгоценными камнями и бисером. А еще он был исполнен из полупрозрачных нежных тканей, позволяющим падишаху сразу рассмотреть красоту девушек. Но создатели нашумевшей саги просто не могли себе позволить такую временную и финансовую отсрочку начала съемок. Кстати, цвета роскошных одеяний в фильме также не сильно совпадают с традиционной турецкой одеждой. Чаще всего в гареме носили платья, сшитые с бледных фиолетовых либо зеленных тканей. Красные наряды девушки одевали только в день своей свадьбы, но в сериале Хатидже, Махидевран и Хюррем не редко наряжаются в этот яркий цвет.

Что касается головных уборов, то киношные героини то и дело стараются украсить себя аксессуаром поизящнее. Но настоящие османы не носили европейские диадемы и точеные украшения на голове. Им больше по вкусу приходились громадные короны с завитками натурального жемчуга. Да и не все женщины в гареме могли позволить себе такую роскошь. Только члены правящей династии и любимые наложницы имели право носить подобное в будни и в праздники. Остальные же довольствовались скромной прической и чистыми волосами.
http://s4.uploads.ru/ZaneT.jpg
http://s4.uploads.ru/CqQA7.jpg

0

225

--------------Культура гигиены в Османской империи-------------- Жители Османской империи придавали большое значение красоте и гигиене. Одним из условий соблюдения правил гигиены является содержание в чистоте и периодической дезинфекции туалета. На протяжении многих веков туалеты строились над простыми ямами, вырытыми в отдалении от жилья, или для удовлетворения потребности использовались любые загроможденные места. Римляне стали первыми, кто для размещения туалетов применили потоковую канализацию. Т.к Османская империя стала продолжателем традиций Римской империи, то правила гигиены не только продолжались, но и укреплялись. В древнем Сидэ, напротив сегодняшнего музея (древние римские бани) находится агора. Это площадь окруженная с четырех сторон портиками использовалась для поведения торговли и заключения коммерческих сделок. В юго-западной части агоры находился общественный туалет, который являлся одним из лучших примеров римских уборных. По соседству находится еще одна агора, которая использовалась для государственных дел и для торговли рабами, За юго-западной екседрой, сливающейся со сценой театра, находилась полукруглая монументальная конструкция – туалеты (латриум), покрытые сводом. Это единственный достаточно сохранившийся в Анатолии и весьма красиво декорированный древний туалет. Он имеет двадцать четыре сидения, стены его были покрыты мрамором, а на полу мозаика. Канализация для сточной воды находилась под каменными сидениям туалета, а впереди неё расположен открытый водоканал с пресной водой, который обеспечивал чистоту. В османский период уже существовал так называемый «Фонд туалетов», который основали ещё в 1667 году.   Ну и куда без турецких бань? Это хамамамы — знаменитые турецкие бани. Их строили повсеместно. В Османской империи был огромный рынок мыла. Мыло в Турции производили самых разных сортов, с разными запахами. Мыло варили с разными добавками, они были похожи на фрукты и ягоды. Раньше оно было дорогим подарком, которое преподносили лишь предводителям Османской империи и членам их семей, а также высоким иностранным гостям. Такое мыло легко таяло и превращалось в подобие шампуня. Окка мыла дорожала с 3 акче до 22 акче. Белый воск, продававшийся в конце XV в. по 13 акче за окка, к 1595 г. стоил 44 акче, а в начале XVII в. — 60—70 акче. Большой центр мыловарения был в Эдирнэ. Нередко в ход шла и розовая вода — благодаря своему запаху. Первая известная историкам парфюмированная вода в Османской империи представляла собой розовую воду, которую впервые изготовили на Аравийском полуострове. Одеколон изобрели в XVI веке, а в Османскую империю он попал при султане Абдулхамите II и вскоре вытеснил розовую воду. Османы смешивали его с розмарином, бергамотом, апельсином и лимоном, добавляли сахар и использовали для лечения расстройств желудка. Старейшими производителями одеколона в Турции считаются Эртхем Пертев и Сулейман Ферид. Эртхем Пертев (1871-1927) был известен как производитель пудры, детских присыпок, бриолина, кремов и, наконец, одеколона. Сулейман Ферид (1885-1973) открыл аптеку в Измире. Большим успехом пользовались его марки одеколона Altın Damlası («Золотая капля»), Safa («Наслаждение»), Melek («Ангел»), Kır Çiçeği («Дикий цветок»), Senin İçin («Для тебя»), Beş Çiçek («Пять цветков»), Unutma Beni («Не забывай меня»). Это ознаменовало начало популярности марки одеколонов Eczacıbaşı («Владелец аптеки»).
http://s5.uploads.ru/t/uRLpv.jpg
http://s4.uploads.ru/0usDA.jpg

0

226

По пути к мечети Сулеймание можно найти небольшую мечеть главнокомандующего флотом Басмаджи Заде Ибрагима паши! Мечеть была построена на средства Ибрагима паши и открыта в 1708 году. В 1999 году во время землетрясения мечеть сильно пострадала, после чего при помощи и материальной поддержки одного из внуков паши была отремонтирована и вновь открыта для верующих!
http://s5.uploads.ru/t/7L2Ju.jpg
http://s5.uploads.ru/t/ML6oV.jpg
http://s4.uploads.ru/t/qX8oG.jpg

0

227

У Михримах была сестра?  Несмотря на то,что большинство людей полагает,что у Сулеймана Кануни была только одна дочь-Михримах Султан, исторически известно,что у него была еще одна дочь – Разие ,матерью которой являлась Махидевран Султан.Разие родилась в 1525 году,в одном году с Шехзаде Беязидом,сыном Хюррем Султан. Умерла в 1570 году.Похоронена Разие в мавзолее Яхъи Эфенди, надпись на надгробье гласит : “Беззаботная Разие Султан, кровная дочь Кануни Султана Сулеймана и духовная дочь Яхъи Эфенди”. Некоторые историки говорят о том,что Разие Султан, также как и ее духовный отец, Яхъя Эфенди, который являлся Султану Сулейману молочным братом , отвернулась от своего отца после убийства Шехзаде Мустафы, ее брата. Известно, что Яхъя Эфенди после событий , связанных с Мустафой , отправил Сулейману Кануни письмо, в котором открыто заявляет о его несправедливости по отношению к Мустафе, и больше никогда не встречался с Султаном, с которым некогда они были очень близки.Подтверждением этой версии также является то, что Разие Султан захоронена в мавзолее Яхъи Эфенди, а не вместе с представителями Династии, как полагается.
http://s4.uploads.ru/t/M4V56.jpg

0

228

Христианство и Иудаизм  Свобода христиан, проживавших в Османской империи, была ограничена, так как турки относили их к «гражданам второго сорта». Права христиан и иудеев считались не равными правам турок: показания христиан против турок не принимались судом. Они не могли носить оружие, ездить на лошадях, их дома не могли быть выше домов мусульман и также имели много других правовых ограничений. На протяжении всего существования Османской империи с немусульманского населения взимался налог — Девширме. Периодически, в Османской империи проходила мобилизация мальчиков-христиан доподросткового возраста, которые после призыва воспитывались как мусульмане. Эти мальчики обучались искусству управления государством или формированием правящего класса и созданием элитных войск (Янычары).  Согласно системе миллета, немусульмане являлись гражданами империи, но не имели прав, которые имели мусульмане. Система православного миллета была создана ещё при Юстиниане I, и применялась до конца существования Византийской империи. Христиане, как наибольшая немусульманская группа населения в Османской империи, имели ряд особых привилегий в политике и торговле, и поэтому платили более высокие налоги, чем мусульмане.  После падения Константинополя в 1453 году Мехмед II не вырезал христиан города, а наоборот, даже сохранил их институции (к примеру, Константинопольская православная церковь).  В 1461 году Мехмед II основал Армянский патриархат Константинополя. Во времена же Византийской империи армяне считались еретиками и поэтому не могли строить церкви в городе. В 1492 году во время Испанской инквизиции Баязид II направил турецкий флот в Испанию для спасения мусульман и сефардов, которые вскоре осели на территории Османской империи.  Отношения Порты с Константинопольской православной церковью, в основном, носили мирный характер, репрессии же были редки. Структура церкви была сохранена в неприкосновенности, но она находилась под строгим контролем турок. После прихода к власти в XIX веке националистически настроенных новых османов политика Османской империи приобрела черты национализма и османизма. Болгарская православная церковь была распущена и помещена под юрисдикцию Греческой православной церкви. В 1870 году султан Абдул-Азиз основал Болгарский экзархат Греческой православной церкви и восстановил её автономию.  Похожие миллеты сложились из разных религиозных общин, включая миллет из евреев во главе которого стоял главный раввин и миллет из армян, во главе которого стоял епископ.
http://s4.uploads.ru/t/42kGi.jpg

0

229

Демография.  Первая перепись населения Османской империи произошла в начале XIX века. Официальные результаты переписи 1831 года и последующих годов публиковались правительством, однако, перепись шла не всех слоёв населения, а лишь отдельных. К примеру, в 1831 году шла перепись только мужского населения.  Непонятно из-за чего население страны в XVIII веке было ниже, чем в XVI веке. Тем не менее население империи стало увеличиваться и к 1800 году достигла 25 000 000 — 32 000 000 человек, из которых 10 000 000 проживало в Европе, 11 000 000 — в Азии и 3 000 000 — в Африке. Плотность населения Османской империи в Европе была в два раза выше, чем плотность населения Анатолии, плотность которой, в свою очередь, была в 3 раза выше, чем в Ираке и Сирии и в 5 раз выше, чем в Аравии[98]. В 1914 году численность населения государства насчитывало 18 500 000 человек. К этому времени территория страны сократилась примерно в 3 раза. А это значило, что численность населения увеличилось практически в 2 раза.  К концу существования империи средняя продолжительность жизни в ней была 49 лет, несмотря на то, что ещё в XIX веке этот показатель был крайне низким и составлял 20-25 лет. Такая малая продолжительность жизни в XIX веке была обусловлена эпидемическими заболеваниями и голодом, которые, в свою очередь, были вызваны дестабилизацией и демографическими изменениями. В 1785 году около одной шестой населения османского Египта умерло от чумы. В течение всего XVIII века численность населения Алеппо сократилась на 20 %. В 1687—1731 годах населения Египта голодало 6 раз, последний же голод в Османской империи разразился в 1770-х годах в Анатолии. Избежать голод в последующие года удалось благодаря улучшению санитарных условий, здравоохранения и началу транспортировки продуктов питания в города государства.  Население начало перебираться в портовые города, что было вызвано началом развития пароходства и железных дорог. В 1700—1922 годах в Османской империи шёл процесс активного роста городов. Благодаря улучшению системы здравоохранения и санитарных условий, города Османской империи стали более привлекательными для жизни. Особенно в портовых городах шёл активный рост населения. К примеру, в Салониках численность населения увеличилась с 55 000 в 1800 году до 160 000 в 1912 году, в Измире — со 150 000 в 1800 году до 300 000 в 1914 году. В некоторые регионах шло снижение численности населения. Например, численность населения Белграда снизилась с 25 000 до 8 000, причиной чего была борьба за власть в городе. Таким образом, численность населения в разных регионах была различна.  Экономическая и политическая миграции оказали отрицательное воздействие на империю. Например, аннексия русскими и габсбургами Крыма и Балкан привели к беженству всех мусульман, населявших эти территории, — около 200 000 крымских татар бежало в Добруджу. В 1783—1913 году в Османскую империю иммигрировало 5 000 000 — 7 000 000 человек, 3 800 000 из которых были выходцами из России. Миграция сильно повлияла на политическую напряжённость между различными частями империи и поэтому чего больше не существовало различий между разными слоями населения. Уменьшилось число ремесленников, торговцев, промышленников и земледельцев. Начиная с XIX века, в Османскую империю началась массовая эмиграция всех мусульман (так называемое мухаджиры) с Балкан. К концу существования Османской империи, в 1922 году, бо́льшая часть мусульман, проживавших в государстве, были эмигрантами из Российской империи.

0

230

ДВОРЕЦ ТОПКАПЫ

На самой крайней точке стамбульского полуострова, на холме, который со всех сторон омывается водами Босфора и Мраморного моря, гордо возвышается дворцовый комплекс Топкапы, надежно окольцованный высокой крепостной стеной с башнями, имеющими запоминающуюся форму. В течение многих столетий Топкапы являлся официальной резиденцией османских султанов. В телесериале «Великолепный век» действия по сценарию происходят в этом дворце, где и живет Султан Сулейман со своим гаремом. Удивительно, что съемки проводятся не в самом дворце, а в самом большом в истории сериалов павильоне, занимающем 5000 кв. м., построенном специально для этого фильма.
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2012/07/topkap.jpg

В 1924 году красивейший комплекс зданий согласно приказу Кемаля Ататюрка стал именоваться дворец-музей Топкапы и распахнул свои ворота перед многочисленными туристами, поток которых не иссякает по сей день. С успехом сериала количество туристов желающих посетить Топкапы выросло в разы. На улицах Турции теперь можно часто среди русскоязычной речи можно услышать вопросы : «А вы смотите Великолепный век, где дворец где они все живут?»
История строительства дворца.

Строительство Топкапы продолжалось не просто долго, а очень долго – на протяжении столетий. Началось строительство при султане Мехмете Втором, в далеком 1462 году, а потом каждый из последующих правителей добавлял к комплексу зданий еще что-нибудь. При этом строители совершенно не придерживались какого-то определенного проекта, планируя каждый раз только определенную часть постройки или новое здание. Хотя такая оригинальная архитектурная особенность придает Топкапы даже какую-то привлекательную своеобразность. Глядя на эти роскошные, огромные здания, соединившие в себе самые разнообразные культуры и стили, начинаешь понимать, сколь велика была власть султанов Османской империи, более 600 лет простиравшаяся на многие страны трех частей света – Азии, Европы и Африки.

Город в городе.

По сути, дворец Топкапы можно считать целым городом, который находится на территории Стамбула, ведь общая площадь этого невероятного памятника архитектуры более 700 тысяч квадратных метров, а длина – 5 километров! Чтобы легче было понять его внушительные размеры, можно привести такой пример – комплекс Топкапы в два раза превышает площадь Ватикана и всего в два раза меньше площади государства Монако. Когда-то на территории Топкапы проживали и работали почти 50 тысяч человек, дворец был оснащен всем необходимым, имел собственные мечети, бани и даже целый зоопарк.
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2012/07/topkali2.jpg
Для чего первоначально использовали Топкапы?

В первые десятилетия своего существования Топкапы выполнял функции, которые можно сравнить с европейскими Парламентами, Думами и Домами Советов – здесь проводились совещания османских чиновников с султаном по поводу политических или каких-нибудь иных проблем. Надо отметить, что основатель Топкапы Мехмед Второй хоть и носил прозвище Завоеватель, но слыл человеком утонченным и образованным: знал восемь языков, включая латынь, греческий и французский, ратовал за распространение образования, открывая повсеместно школы и университеты. В 16 столетии султан Сулейман Великолепный поселил на территории Топкапы свой многочисленный гарем, со всеми вытекающими отсюда постройками и перестройками. Всего же в Топкапы за весь тот период, пока дворец являлся резиденцией султанов, проживало 24 османских правителя. Пока в 19 веке очередной султан не решил воздвигнуть более современный дворец с живописным видом на Босфор, в который впоследствии и переехал из дворцового комплекса Топкапы.
Четыре части дворца Топкапы.

Дворец-музей Топкапы разделяется на четыре двора, которые в свою очередь друг от друга отделяют монументальные ворота, которые носят символические названия. Через Имперские ворота проезжать на лошади имел право только султан, остальные должны были проходить под аркой ворот исключительно пешком.

Во второй двор вели Приветственные ворота, названные так, потому что низкие арки ворот заставляли склонять голову каждого, кто проходил под ними. В третий двор можно было войти через ворота Блаженные, поскольку считалось, что любая близость к султану дарует его подданным неземную благодать.

В первом дворе располагаются служебные постройки и казармы янычар – султанского войска. К началу 19 века янычары – блестящее военное сословие, являвшееся всегда гордостью и устрашением врагов Османской империи, держали в своих руках огромную власть и имели на чиновников большое влияние. Испуганный свержением, султан Махмуд Второй в 1826 году принял решение истребить всех янычар с помощью своей новой, сформированной по французскому образцу, армии. Махмуд Второй вообще был знатным реформатором, равнялся на европейские державы, именно в эпоху его правления в Топкапы появились строения, архитектурный стиль которых очень напоминает французский ампир.

Гарем султана

Современным посетителям дворца-музея Топкапы повезло – они могут беспрепятственно совершить экскурсию по гарему, состоящему из отдельного комплекса зданий, которые ограждает высокая стена, призванная ранее скрывать прекрасных наложниц от людских глаз.

На территории гарема расположен бассейн и что-то типа лечебницы. Для обслуживания гарема были возведены две мечети, четыре огромные кухни и целых восемь турецких бань. Здесь в экспозиции музея Топкапы можно увидеть коллекцию дорогих тканых материй и одежд, а также украшения. В комнатах гарема очень много журчащих фонтанов, говорят, чтобы усладить слух султана, голос наложницы пришедшей к нему на любовное свидание должен был звучать тише журчащих струек воды.

Раньше в гарем не ступала нога ни одного постороннего человека, за ослушание грозила смертная казнь. Такие строгие правила были введены не только потому, что здесь жили наложницы, а еще и дети султана, включая наследника, а также самая почитаемая женщина Османской империи – «валиде-султан», мать султана. В своих сорока комнатах она проводила дни, слушая чтецов Корана, а по утрам принимала сына, который был обязан докладывать ей обо всех государственных заботах и делах, как о самых маленьких, так и о самых важных.

Гарем занимает площадь равную 12 тысячам квадратных метров, в четырехстах комнатах в дни процветания Топкапы проживало полтысячи человек, основная масса которых были наложницы. Султан мог выбрать себе в супруги любую из них, поэтому каждая была обучена пению и танцам, чтению и письму, а также искусству игры на музыкальных инструментах. Нередко в гарем попадали захваченные во время военных походов пленницы, которых принуждали принять мусульманство и изменить имя. Самой большой удачей для наложницы было родить султану сына, потенциального наследника султанского титула. Тогда наложница могла стать либо любимой женой султана, либо фавориткой, что в любом случае приравнивалось к беззаботной жизни и обеспеченной старости. Хотя в истории Османской империи не редки случаи, когда между матерью султана и его любимой женой возникали конфликты на почве борьбы за власть. По закону султан мог иметь четырех жен (а вовсе не трех, как поется в известной песне), но на деле этих правил мало кто придерживался. Женщины, которые рожали от султана детей, получали право жить в отдельных комнатах, но большинство женщин, которые исчислялись сотнями, жили в гареме в качестве вечных прислужниц, удовлетворяющих потребности султана и угождая законным и незаконным женам. Если же вдруг кто-то из высших чиновников империи выказывал недвусмысленное желание взять в жены какую-то женщину из гарема, то султан отпускал ее, и она автоматически освобождалась от гарема.

0

231

Эбуссууд Эфенди в истории

Личность Эбуссууда Эфенди одна из самых спорных в османской истории. Однако в официальных источниках он упоминается как человек,обладавший огромный знаниями,великий исламский ученый.
Его полное имя – Мехмет Эбуссууд Эфенди.Родился в городе Искилип.Его отец – Мухиттин Мустафа был известен своей приближенностью к Султану Беязиду Второму, за что получил прозвище – Шейх Повелителя. Эбуссуд Эфенди обучался у самых знающих людей ,также у одного из самых великих турецких исламских ученых – Шейхульислама Ибн Кемаля, после получения соответствующего образования Эбуссуд Эфенди начал свою деятельность в качестве преподавателя.
После преподавания в медресе “Давутпаша”, “Махмутпаша”,также в медресе города Гебзе был назначен учителем в медресе города Бурсы. В 1533 году стал Судьей города Бурсы. Через год стал Судьей Стамбула. Будучи военным судьей Румелии в 1545 году был назначен Шейхульисламом.Пробыл на этой должности 21 год во время правления Сулеймана Кануни,7 лет во время правления Селима Второго.
Эбуссууд Эфенди похоронен рядом со школой в Эйюпе,которая была сделана по его приказу.Эбуссууд Эфенди один из самых человечных и знающих шейхульисламов в истории Османской Империи. В Стамбуле есть мечеть и баня,построенные им. Эбуссууд Эфенди в совершенстве владел турецким, арабским, персидским языками,также он был поэтом. Помимо стихотворений на турецком,известны его произведения на арабском языке,которые высоко ценятся в арабской литературе.
В турецкой истории Эбуссууд Эфенди известен как важная личность прежде всего потому,что он играл основную роль в создании законов , которые позволяли успешно управлять огромной Империей периода Сулеймана Кануни.
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2013/02/h0b_8f8u1C0.jpg

0

232

Валиде Айше султан в Манисе

В истории Манисы многие представители семьи Османов оставили свой след, однако особым почтением в этом санджаке пользовалась Валиде Айше Хафса Султан, мать Султана Сулеймана. Она приложила немало усилий для процветания вверенной её сыну провинции.

По её приказу в Манисе построили величественные мечети, школы и больницы. До наших дней сохранилось здание благотворительного центра для помощи душевнобольным.

С именем Хафсы связан и один из любимых и уже знаковых фестивалей Манисы – “Месир Маджуну”.

Легенда гласит, что однажды заболела матушка Сулеймана Кануни. Искусные врачи приготовили для болящей мазь из смеси различных приправ и назвали эту мазь «Месир». Султанша Айше выздоровела и повелела преподнести чудесное снадобье в дар всем болящим горожанам. С тех пор в память об этом событии и проводится фестиваль. «Месир Маджуну» проходит под сенью мечети Мурадие, построенной по проекту великого зодчего Синана. С паперти мечети раздают мазь «Месир» всем желающим, а затем на улицах устраиваются костюмированные шествия по улицам. Флаконы с чудесной мазью, которая, как считается, исцеляет все болезни, продаются в эти дни повсеместно.
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2012/12/doBbZq6jNsk-300x276.jpg

0

233

Легенда о жаждущем власти Ибрагиме

ЛЕГЕНДА О ЖАЖДУЩЕМ ВЛАСТИ В НЕОГРАНИЧЕННЫХ РАЗМЕРАХ,ПРЕДАТЕЛЕ И СКРЫТОМ ХРИСТИАНИНЕ С ОТСУТСТВИЕМ КАКИХ-ЛИБО ЗАСЛУГ ПЕРЕД ОСМАНСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ИБРАГИМЕ:
Ибрагим – это хитрый раб из Парги ,который хотел только власти и поэтому долго выжидал пока Шехзаде Сулейман будет проходить мимо леса ,а затем выбежал ему навстречу , играя на скрипке. Способности у него были заурядные,но зато он постоянно поддакивал Сулейману,чем вызвал его довольство.Он специально заказывал покушения на Сулеймана ,все рассчитывал,чтобы самому не умереть ,и подставлял спину,якобы из-за преданности своему другу.Этим и другим подхалимажем заслужил сначала звание Хранителя султанских покоев,а затем звание Великого Визиря,а также клятву Сулеймана о неприкосновенности Ибрагима.После этого совсем обнаглел и стал называть себя Султаном.Настоящий Султан все это понял и решил покончить с этим Вселенским Злом и этим спас бедную Хюррем и ее детишек,а также всю Османскую Империю.
Исторические факты:

Часть 1
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2013/01/kZeM9KdhkwQ.jpg
Ибрагим Паша – второй Великий Визирь при Сулеймане Кануни.С детства был воспитан в исламе -примерно в 6 лет был забран из своего родного города Парги и попал в служение к Искендер Паше – Бейлербею Боснии.Затем за свой ум и способности был подарен Шехзаде Сулейману,который на тот момент являлся Санджакбеем Кефе .Они вместе выросли.Ибрагим заслужил доверие Шехзаде Сулеймана,являлся его лучшим другом.Будущий визирь Ибрагим паша владел французским, греческим, сербским,итальянским,арабским и персидским языками, увлекался литературой, искусством, наукой.Ибрагим был полиматом и полиглотом.Когда Сулейман стал Султаном,в 1520 году,Ибрагим отправился в Стамбул вместе с ним. (семья Ибрагима приняла ислам,известно,что они переехали в Стамбул,отец Ибрагима взял имя- Юнус)
Современники свидетельствовали о том,что Ибрагим был очень верующим мусульманином,очень чтил Коран и во всех своих делах советовался с мудрецами и учителями.В 1526 году после битвы при Мохаче,в которой Ибрагим паша был Главнокомандующим,а также придумал стратегию,которая позволила разбить противника за 2 часа,Султан Сулейман в качестве трофея даровал Ибрагиму Паше статуи ,чем последний был очень удивлен,ведь это запрещено по канонам ислама.Впоследствии народ возмущенный данными трофеями начал распускать слухи об идолопоклонничестве Ибрагима,о том,что он не мусульманин.
Ибрагим паша – первый в истории Османского государства человек,проделавший подобную карьеру.Сулейман Кануни сначала назначил его Хранителем Покоем – в 1521 году,затем ,после похода на Родос,где Ибрагим принял существенное участие (и ему за его заслуги был построен дворец в Стамбуле),в 1522 году- Великим Визирем ,когда Ибрагим о таком возвышении,подобного которому не было в истории,и мечтать не мог,что естественно повлекло зависть у многих людей.Ибрагим понимал это и где-то в глубине души он чувствовал, что за таким стремительным взлетом может последовать полный крах. О чем он и сказал своему другу султану Сулейману, которого просил не продвигать его столь быстро по карьерной лестнице, что бы не вызвать ненависть многочисленных врагов и завистников.Султан Сулейман был поражен скромности друга и пообещал, что при его жизни Ибрагим паша не будет казнён, однако,как известно, обещание своё не выполнил.

В 1533 году состоялся поход на Персию,повествуя о которой,историк Ибрахим Печеви называет Ибрагима пашу “Завоевателем стран”.Ибрагим-паша летом 1534 года взял Тебриз. Шах Тахмасп предпочёл не сражаться , а бежать из столицы. Что можно сказать о слухах ,что Ибрагим возомнил себя Султаном ?В этих краях подобное обращение было достаточно привычным стилем, обычно применимым в обращении к малозначительным племенным вождям курдов. Это с малой вероятностью стало бы рассматриваться как акт проявления непочтительности , если бы такая форма обращения к Ибрагиму не была преподнесена подобным образом отличавшемуся большой подозрительностью ко всем ,Султану.
Слухи о том,что Ибрагим хотел заменить место Шаха Тахмаспа.Ключевое слово – хотел.Если бы Ибрагим паша хотел,то ведь у него были все возможности для этого.У него были и другие возможности -убить Сулеймана ,автоматически Султаном стал бы Наследник Мустафа ,сильно любимый народом и янычарами ,чьим учителем был Ибрагим,при этом данный поступок дал бы Ибрагиму огромную власть,всемозможные титулы до конца жизни(что частенько практиковалось при следующих после Сулеймана султанах),но он не сделал этого.

Задумайтесь,почему?
Что сказано в достоверных исторических источниках об отношениях Искендера Челеби и Ибрагима паши?
“Год 940 (23.VII 1533—12.VII 1534). Когда пришла весна и поля стали ревниво относиться к покрывающим их цветам, Ибрахим-паша со своими многочисленными как муравьи войсками повернул повод своего коня в сторону Ирана. С помощью Господа каждый из беков сдержал слово, данное паше, и сдал свою крепость. Когда паша узнал, что потерявший свою дорогу иранский шах под предлогом охоты удалился в это время от Тебриза и отправился в сторону Хорасана, он принял решение отправиться в Дийарбакыр и Мосул, а оттуда идти в Багдад. Однако известный под именем войскового кетхуды славный и честный дефтердар Искендер Челеби счел более необходимым идти в сторону Тебриза. И сераскер, не вдаваясь в детали, издал приказ о принятии плана дефтердара, Нишанчи Джелалзаде и ныне покойный Али Эфенди об этом писали так: в те времена дефтердарат Шама (Сирии) и Дийарбакыра еще не был разделен и халебских дефтердаров называли дефтердарами арабов и аджамов (неарабов). Дефтердаром Халеба в то время был Наккаш Али-бек, известный своим коварством и двуличием. Будучи противником Искендера Челеби, он прожужжал уши паши как правдивыми, так и выдуманными рассказами об Искендере Челеби, чем отвратил от него внимание паши. Его целью было свести на нет все усилия и дела Искендера Челеби и очернить его перед лицом падишаха. ”

Насчет того,что Ибрагим не раз оказывал поддержку христианам.Как сказано в Коране :
” Аллаh не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллаh любит беспристрастных.
Аллаh запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками.”
Османы были единственными,кто оказал помощь и содействовал переселению угнетенных в Испании христианами евреев на территории своего государства,Мехмет Фетих после завоевания Стамбула издал указ о том,что христиане могут оставаться в своей вере и они не будут притеснены,чем он спас православие,ведь оно было под угрозой слияния с католичеством.Даже в сериале продемонстрирован судебный процесс ,результатом которого стало наказание мусульманина ,который оскорбил веру христианина.И что,это значит ,что Эбуссууд Эфенди тоже был скрытый христианин?Если бы подобное сделал Ибрагим – паша,то враги тут же распространили бы новые слухи об Ибрагиме – скрытом христианине!Да,мусульмане в Османской Империи(как и везде) не соглашались с вероубеждениями христиан,иудеев и др.,но они были под опекой османов ,и им должна была обеспечиваться защита,когда они нуждались в этом.Но если говорить о подобном,то известна помощь Хюррем Султан евреям,то,как она встречала еврейские делегации в Иерусалиме,разрешила им молиться у Стены Плача, кроме того построила приют неподалеку от Виа Долороза на улице Маалот ха-Мидраша.С ее подачи, Султан обратил внимание на Святой город, приказал обнести его стенами и отстроить новую водную систему. Тем временем Хюррем Султан отнеслась жестко по отношению к христианам,назначив суровый налог на паломников ,прибывавших в Иерусалим.Могло ли это значить,что Хюррем Султан на самом деле была скрытой иудейкой?
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2013/01/zj32W11lMIs.jpg

0

234

Последние три предсмертных желания султана Сулеймана кануни

Перед своей сметью Султан Сулейман позвал главнокомандующего армией и высказал ему три своих желания:
✿ Он завещал, чтобы его табут несли на руках самые лучшие лекари Османской Империи того времени.
✿Второе его желание было, чтобы по всему пути, по которому будут нести его табут, разбрасывали золотые монеты и драгоценные камни.
✿Он завещал, чтобы его руки торчали из табута и были всем видны.
Когда главнокомандующий армией в смятении от услышанного спросил у него причину таких пожеланий, Сулейман Кануни все разъяснил следующим образом:
✿Пускай лучшие лекари несут мой табут и все пусть видят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти.
✿Разбросайте заработанные мною золото, пусть все видят, что то богатство, которе мы получаем от этой жизни, в этом мире и остается.
✿ Пусть все видят мои руки и усвоят , что даже Падишах всего мира – Султан Сулейман Кануни ушел из этой жизни с пустыми руками.
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2013/04/HjFrgNTxvZQ.jpg

0

235

После смерти друга

После смерти Ибрагима характер Сулеймана изменился, потеряв друга он стал еще более недоверчивым и замкнутым. Спустя много лет он продолжал писать стихи о дружбе, горько сожалея о содеянном.
В память об Ибрагиме Паше Паргалы, на берегу Золотого Рога, в том же 1536 году, была построена мечеть Макбуль Ибрагима Паши. Макбуль – «любимый» современники – острословы рифмовали со словом мактуль – «убитый».

Ибрагим, Паргалы Ибрагим, мой сокольничий, управитель покоями,
Великий Визирь, наместник и главнокомандующий, я не отдам тебя в руки смерти.

Мы не склонимся перед судьбой, Ибрагим. Мой партнер по охоте, мой попутчик, спутник жизни,
Свидетель моего горя и счастья, радости и печали, побед и поражений.

Хранитель моих сердечных тайн. Мой брат.
Искренне мной любимая любовь Хатидже, ее слезы и ее корона.

Мой единственный близкий друг, который был со мной в радости и в счастье,
И видел первую улыбку моего сына Мустафы.
Я отдал тебе свое сердце, и его невозможно вернуть обратно.

Эй, чернобовый, когда твоя стрела будет лететь ко мне в сердце,
Если я не расправлю грудь, принимая ее железное острие, то я не мужчина.

Эй, друг, ты забрал мое сердце, а сейчас посягаешь на мою жизнь,
Но я давно положил свою жизнь и душу к твоим ногам.
И я молю у господа Бога, чтобы он не испытывал меня болью и трауром по тебе…
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2013/03/OMcMgnxVJm0.jpg

0

236

Неизвестная любовь Мимара Синана.

История любви Мимара Синана.

Вышел первый фрагмент 97 серии Великолепного Века, которая выйдет на экран в среду 1 мая. Михримах Султан на пороге принятия трудного решения, так как её мать, Хюррем Султан, намерена выдать её замуж за Рустема Пашу.

Присоединившийся в последних сериях к сериалу Гюркан Уйгун,  играющий роль  Мимара Синана, впервые увидит Михримах Султан. Впервые увидев Михримах Султан во дворце, он в тот же миг ощутит к ней платоническую любовь, которая часто будет иметь место и в следующих сериях сериала.

История большой любви Мимара Синана к Михримах Султан очень часто описывается в истории.

В истории часто говорится о большой любви Мимара Синана к Михримах Султан. Утверждается, что построенные Мимаром Синаном комплексы Михримах Султан  в Ускюдаре и Едирнекапы – это следы его большой любви к ней. Рожденная  во дворце Топкапы в 1522 году Михримах, была названа своим отцом, Султаном Сулейманом, именем, что с персидского означает Солнце и Луна. Когда Михримах Султан исполнится 17 лет, появляется два кандидата на брак с ней. Один – губернатор Диярбекира Рустем Паша, второй же – главный архитектор Синан. Мимар Синан в те годы был женат, ему было 50 лет. По инициативе Хюррем Султан, Михримах выдают замуж за Рустема Пашу, который был известен как взяточник и интригант. Спустя несколько лет Михримах Султан вызовет к себе Синана и попросит, чтобы он построил в красивом месте Стамбула комплекс от ее имени. На вопрос Синана «Где бы Вы хотели, чтобы он был построен», Михримах ответит «Место выберешь ты».  В 1540 году Мимар Синан закладывает основу строительства комплекса Михримах Сультан в Ускюдаре. В 1548 году комплекс готов. С того дня должно пройти 14 лет для того, чтобы Мимар Синан вновь встретился с Михримах Султан. В 1562 году Михримах Султан еще раз призовет к себе Мимара Синана и попросит построить в Стамбуле еще один комплекс в честь нее. Его расположение, так  же, как и расположение предыдущего, снова выберет Синан. Для второго комплекса Синан выбирает самую высокую точку Стамбула. Новый комплекс будет построен в нижней части стены Едирнекапы. Согласно легенде, страстная любовь Мимара Синана была безответной со стороны Михримах Султан, но любовь к ней во всей своей красе он отразил в искусстве. Гений математики, Синан, в обоих комплексах, построенных для Михримах Султан, скрыл тайну. Как будто бы, посвятив имени Михримах, означающего Солнце и Луну, всего несколько дней в году (апрель и май), как только солнце скрывается за одной мечетью, луна появляется из-за другой…
http://velikolepnyj.ru/wp-content/uploads/2013/04/mimar-sinan-ask-hikayesi-ana73.jpg

0

237

Восток - Запад

0

238

Русь. 

0

239

Враждовали ли на самом деле Хюррем Султан и Хатидже Султан?
Друзья, в сети можно увидеть коментарии, что в истории Хатидже Султан и Хюррем Султан в самом деле вели вражду между собой, пишем в первый и в последний раз: в истории между этими женщинами никакой вражды не было! На самом деле Хюррем и Хатидже вели между собой очень хорошую дружбу. Несмотря на то что Хюррем испытывала неприязнь к мужу Хатидже, Ибрагиму Паше, отношения между  двумя Султаншами были дружеские. Как утверждают многие историки именно Хюррем подтолкнула Повелителя Султана Сулеймана, выдать его сестру за Пашу.
http://s4.uploads.ru/ZqNVd.jpg

0

240

СУЛТАНША ИЗ ВЕНЕЦИИ.
Нурбану, любимая наложница Селима Второго и мать Мурата Третьего, происходила из знатного венецианского рода. Родилась она в 1525 году в Паросе. Её отцом, как считается, был Николо Веньер, губернатор принадлежащего Венеции греческого острова Парос и родной брат дожа Венеции Себастьяно Веньера. Матерью — Виоланта Баффо. Так как Сесилия была незаконнорожденной, то носила фамилию своей матери.

В 1537 году, когда пират и адмирал Хайр-ад-дин Барбаросса захватил остров Парос, 12-летняя Сесилия оказалась в рабстве. Она была продана в султанский гарем, где стала фавориткой принца Селима. Предположительно, когда, достигнув совершеннолетия (в 1543 году), Селим отбыл в качестве наместника в Конью (его мать, Роксолана, вопреки традиции, не поехала вместе с сыном, так как не желала потерять своё влияние на Сулеймана и гарем), Сесилия сопровождала его. Детей Селиму рожала лишь Сессилия-Нурбану, их было примерно 6 человек, но лишь один Мурат, стал султаном после отца.
Селим взошел на трон в возрасте 42 лет, после кончины своего отца, Сулеймана Великолепного. Несмотря на то, что в его жизни имело место пристрастие и к другим наложницам, ни одна из них не смогла занять места Нурбану. Взойдя на престол, он даже сочетался с ней браком, точно также, как это сделал Сулейман Великолепный с Хюррем. Как писал британский посол, во время бракосочетания Селим пожаловал Нурбану 100 тысяч дукатов. Сын же Селима, наследный принц Мурат, дал матери 110 тысяч дукатов. Это был показатель будущего могущества Нурбану в годы правления ее сына. Селим Второй скончался 22 декабря 1574 года. После восшествия на престол Мурата Третьего начался период власти Нурбану – султанской матери. После укрепления своей власти Нурбану стала налаживать связи со своей родиной, Венецией. Она часто встречалась с венецианскими представителями и обменивалась с правителями этого могущественного в те времена города – государства письмами. В городском архиве Венеции хранятся письма, отправленные Нурбану венецианскому дожу Николо да Понте посредством посла Морозини. В одном из писем Нурбану просит ей прислать из Венеции двух белых щенков и несколько метров ткани с позолотой, а также шелковую подкладку. Однако Нурбану не ограничивалась этим. В ходе своего правления Нурбану активно вмешивалась во внутреннюю и внешнюю политику Османской империи и играла значительную роль в укреплении венецианско – османских отношений.
Как писал посол Венеции Пауло Контарини, именно Нурбану в 1582 году приказала уволить садразама (первого визиря) Синан Пашу. Последний провинился в том, что посмел заявить, что империя не может управляться женским умом, отметив к тому же, что власть находится в руках не Нурбану, а Сафие.

Нурбану скончалась в 1587 году, в период правления своего сына. Историки пишут, что Мурат Третий в знак траура по матери одел черные одеяния, что нечасто встречалось в османской истории. Нурбану была похоронена рядом со своим мужем Селимом Вторым.
http://s5.uploads.ru/tgb1A.jpg

0