Кое что из истории
Сообщений 121 страница 150 из 532
Поделиться121Вторник, 16 июля, 2013г. 21:33:14
Чтобы успокоить воинов, султан лишил Рустема - вне сомнения, не полностью против воли последнего - его поста командующего и других званий и отослал его обратно в Стамбул. Но уже через два года, после казни его преемника, Ахмеда-паши, Рустем вновь был во власти как великий визирь, бесспорно по настоянию Роксоланы.
Поделиться122Вторник, 16 июля, 2013г. 21:34:52
Три года спустя (в 1558-м году. Прим. Portalostranah.ru) скончалась сама Роксолана, горько оплакиваемая султаном. Она была похоронена в усыпальнице, которую Сулейман построил для нее позади своей огромной новой мечети Сулеймании. Эта женщина добилась осуществления своих целей, и, возможно, если бы не ее интриги, история Османской империи пошла бы по другому руслу.
Поделиться123Вторник, 16 июля, 2013г. 21:36:46
Она обеспечила наследование империи одним или другим из двух ее сыновей: Селимом, самым старшим и ее любимцем, который был ничем не интересующимся пьяницей, и Баязидом, средним, несоизмеримо более достойным преемником. Более того, Баязид был фаворитом янычар, которым он напоминал своего отца и от которого унаследовал лучшие качества его натуры. Самый младший из братьев, Джихангир, горбун, не отличавшийся ни здравым умом, ни крепким телом, но самый преданный поклонник Мустафы, заболел и умер, пораженный печалью и страхом за свою дальнейшую судьбу, вскоре после убийства своего сводного брата.
Поделиться124Вторник, 16 июля, 2013г. 21:38:35
Два оставшихся брата испытывали взаимную ненависть, и, чтобы отделить их друг от друга, Сулейман дал возможность каждому командовать в разных частях империи.
Но уже через несколько лет между ними началась гражданская война, в которой каждого поддерживали его собственные местные вооруженные силы. Селим с помощью войск своего отца в 1559 г. нанес Баязиду поражение под Коньей, заставив его с четырьмя сыновьями и небольшой, но боеспособной армией искать убежища при дворе шаха Ирана Тахмаспа.
Здесь Баязед был сначала принят с королевскими почестями и дарами, полагающимися османскому принцу. На это Баязид ответил шаху подарками, которые включали пятьдесят туркменских скакунов в богатой сбруе и восхитившую персов демонстрацию мастерства верховой езды его кавалеристов.
Затем последовал дипломатический обмен письмами между послами султана, требовавшими выдачи или, на выбор, казни его сына, и шахом, который сопротивлялся и тому, и другому, исходя из законов мусульманского гостеприимства. Сначала шах надеялся использовать своего заложника для того, чтобы поторговаться относительно возвращения земель в Месопотамии, которые султан захватил во время первой кампании. Но это была пустая надежда. Баязида взяли под стражу. В конце концов шах был вынужден склонить голову перед превосходством вооруженных сил османов и согласился на компромисс. По договоренности принц должен был быть казнен на персидской земле, но людьми султана. Таким образом, в обмен на большую сумму золота шах передал Баязида официальному палачу из Стамбула. Когда Баязид попросил дать ему возможность увидеть и обнять перед смертью своих четырех сыновей, ему посоветовали «перейти к предстоящему делу». После этого на шею принцу набросили шнурок, и он был удушен.
После Баязида были задушены четыре его сына. Пятый сын, всего лишь трех лет отроду, встретился, по приказанию Сулеймана, с той же судьбой в Бурсе, будучи отданным в руки выделенного для исполнения этого приказа доверенного евнуха.
Таким образом, путь к наследованию трона Сулеймана был открыт без каких-либо препятствий для пьяницы Селима - и к последующему упадку Османской империи.
СЕЛИМ 11
Поделиться125Вторник, 16 июля, 2013г. 23:49:33
Судьба братье Султана
В 15 веке, в период завоевания турками Константинополя (Стамбула) и некоторое время позднее, братья султанов обычно заканчивали свою жизнь от удавки, накинутой евнухами по приказу удачливого брата, ставшего султаном. (Шелковая удавка использовалась, т.к. пролитие крови царственной особы считалось предосудительным). Так, например, султан Мехмед III после своего восшествия на престол приказал задушить 19 своих братьев, став рекордсменом по количеству. А вообще этот обычай, бывший в ходу и раньше, официально санкционировал покоритель Константинополя султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) с целью уберечь империю от междоусобиц. Мехмед II указывал: «Ради благополучия государства один из моих сыновей, которому бог дарует султанат, может приговорить братьев к смерти. Это право имеет одобрение большинства юристов».
Позднее ряд султанов стали сохранять жизнь своим братьям, запирая их в т.н. «золотую клетку» - изолированные покои в султанском дворце Топкапы, рядом с гаремом. К 19 веку нравы либерализовались еще больше, и «клетка» постепенно была отменена.
Наложницы
Либерализация, как уже говорилось, затронула и наложниц гарема. Наложницы первоначально были рабынями, иногда доставленными во дворец прямо с невольничьего базара, иногда подаренные султану – бесправными, находящимися во власти правителя. Если они не рожали султану наследников, то их либо перепродавали, либо после кончины повелителя отправляли в т.н. старый гарем (за пределами основного дворца Топкапы), где они доживали свои дни в забвении.
С либерализацией нравов эти наложницы в поздний период существования Османской империи превратились в свободных женщин, поступавших в гарем с согласия родителей с целью сделать карьеру. Наложниц больше не могли перепродать, они могли покинуть гарем, выйти замуж, получив особняк и денежное вознаграждение от султана. И, конечно, были забыты случаи старины, когда наложниц за провинности просто сбрасывали из дворца в мешке в пролив Босфор.
Говоря о «карьере наложниц» напомним, что стамбульские султаны (за исключением султана Сулеймана, женившегося на Роксолане) никогда не женились, наложницы были их семьей. Но обо всем этом в материале из первоисточника.
Источник этого сообщение и ниже: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=124
Поделиться126Вторник, 16 июля, 2013г. 23:50:34
Гарем
- С 15 века стали появляться рассказы европейцев об османском дворце. Правда, гарем долгое время оставался запретным местом, куда европейцы проникать не могли. В гареме жили наложницы и дети султана.
- Гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья». (Арабское слово «harem» - значит «запретное». Прим. Portalostranah.ru).
- Обитательницы гарема имели крайне ограниченные связи с внешним миром. Все они проводили жизнь в четырех стенах.
- Кстати из-за того, что султанские наложницы не покидали пределов дворца, до начала 19 века, т.е. до восшествия на престол Махмуда II, наложницы не покрывали свою голову паранджой. Закрывать свою голову на мусульманский манер они начали именно с этого периода, когда им стали позволять покидать пределы дворца, участвовать в пикниках. Со временем наложниц даже стали вывозить за пределы Стамбула в султанский дворец в Эдирне. Разумеется, при этом женщины полностью покрывали свое лицо, дабы никто не мог их узреть.
- Евнухи, служившие в гареме, принимали весьма строгие меры для недопущения проникновения посторонних в эту святая святых султанского дворца. До поры до времени именно евнухи были людьми, которые могли хоть что-то рассказать о гареме. Однако евнухи этого не делали и уносили свои тайны в могилу.
- Особые предосторожности принимались и при фиксировании того, что было связано с хозяйственной жизнью гарема. К примеру, имена наложниц почти никогда в этих документах не упоминались. Лишь при обнародовании султанского указа при создании того или иного благотворительного фонда могли упоминаться имена наложниц, которых султан назначал, так сказать, «председателями правления этих фондов».
Так что документов, проливавших свет на жизнь в султанском гареме, имелось крайне мало. Лишь после низложения в 1908 году султана Абдул Хамида II в гарем стали допускать посторонних людей. Однако и их заметок оказалось недостаточно для полного снятия завесы с тайн, касавшихся гарема. Что же касается заметок, написанных до 1909 года, то вряд ли их можно считать чем-то достоверным, ибо авторы заметок были вынуждены довольствоваться лишь слухами, часто весьма невероятными. Не осталось, естественно, никаких изображений наложниц. Историки располагают лишь заметками супруг западных послов, а подлинность имеющихся в музее султанского дворца Топкапы изображений султанских наложниц весьма сомнительна.
До поры до времени султанский дворец, окруженный высокими стенами, тщательно охранялся. В еще большей степени охранялся гарем. Сюда было практически невозможно проникнуть. Охрану гарема осуществляли евнухи.
- Природные не могли смотреть в лица наложниц, если приходилось вести с ними разговор. Собственно, придворные при всем своем желании не могли это делать, ибо эти разговоры велись только из-за занавески. (Но наложницы вельмож на различных праздничных церемониях и свадьбах представали перед султаном с непокрытой головой). Более того, даже евнухи при входе в гаремное помещение должны были оповещать о своем приходе громким возгласом «дестур!». (Буквально возглас означает «дорогу!» Прим. Portalostranah.ru).
- Тайное проникновение во дворец, не говоря уже о гареме, было делом невозможным. Это притом, что территория дворца была довольно обширной. Вам может показаться, что султанский гарем был своего рода тюрьмой. Однако это было не совсем так.
Поделиться127Вторник, 16 июля, 2013г. 23:51:41
Наложницы султанского гарема: от рабыни к статусу свободной
При упоминании гарема на ум приходят наложницы, бывшие, по сути, рабынями. Институт рабства появился, как известно, на заре человечества. Занимались торговлей рабами и арабы. В т.ч. и в доисламский период. Пророк Мухаммед не отменил этого института. Тем не менее, в исламский период рабы, состоявшие, в основном, из пленных могли обретать свободу различными способами. В аббасидский период в Багдаде находился самый крупный на Востоке невольничий рынок. Более того, аббасидские халифы взимали дань с некоторых областей не деньгами, а рабами. (Аббасиды - вторая династия арабских халифов. У них служили предки османов - сельджуки. После аббасидских халифов именно османские султаны стали халифами правоверных, поэтому османы привыкли оглядываться на традиции аббасидского двора. Прим. Portalostranah.ru).
В соответствии с исламским правом хозяин раба мог использовать его как вещь со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, пророк Мухаммед говорил, что рабам надо давать пищу и одежду из того, что имеется в доме, и не подвергать рабов мучениям. Именно поэтому мусульмане хорошо обращались с рабами. (Так в тексте «Голоса Турции» Прим. Portalostranah.ru) . Помимо этого освобождение раба считалось большим благодеянием. Пророк Мухаммед говорил, что мусульманин, отпустивший на волю раба, избавится от кошмаров ада. Именно поэтому османские султаны дарили своим наложницам приданное, даже особняки. Наложницам, отпущенным на волю, также дарились деньги, недвижимость и различные дорогие подарки.
Самых красивых рабынь в османские времена определяли в гаремы. Прежде всего, в султанские. А остальных продавали на невольничьих рынках. Бытовал такой обычай преподнесения султану наложниц визирями, другими вельможами, султанскими сестрами.
Девушек набирали из числа рабынь, происходивших из разных стран. В 19 веке работорговля в Османской империи была запрещена. Однако после этого представители различных кавказских народов сами стали отдавать девушек в султанский гарем.
Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с 15 века, с правления султана Мехмеда II Завоевателя.
Исходя из вышесказанного, матерями султанов становились наложницы иностранного происхождения. Правила гаремом и контролировала гаремную жизнь именно мать султана. Наложницы, рожавшие султану сыновей, достигали элитного положения. Естественно, что большая часть наложниц превращалась в обычных служанок
Любимицами султанов, наложницами с которыми султаны встречались постоянно, становились немногие. О судьбе остальных султаны ничего не ведали.
Со временем в султанских гаремах сформировались три группы наложниц:
1) В первую группу входили уже немолодые по меркам тех времен женщины;
2) В две другие группы входили юные наложницы. Они проходили в гареме обучение. При этом в обучение брали самых умных и красивых девочек, которых учили грамоте, правилам поведения в султанском дворце. Подразумевалось, что девочки из этой группы со временем могут стать матерями будущих султанов. Девочек, отбиравшихся во вторую группу, помимо всего прочего, обучали искусству флирта. Связано это было с тем, что наложниц по истечении определенного периода времени могли выводить из гарема и снова продавать;
3) И в третью группу входили самые дорогие и самые красивые наложницы - одалиски. Девушки из этой группы обслуживали не только султанов, но и принцев. (Слово «odalık» - («одалиска») переводится с турецкого довольно тривиально – «горничная». Прим. Portalostranah.ru).
Наложницам, поступавшим во дворец, прежде всего давали новое имя. Большая часть этих имен была персидского происхождения. Имена давались девушкам исходя из их характера, облика, особенностей. В качестве примера имен наложниц можем привести: Маджамаль (луноликая), Нергидезада (девушка, похожая на нарцисс), Нергинелек (ангелочек), Чешмира (девушка с красивыми глазами), Назлуджамаль (кокетливая). Для того чтобы эти имена знали все в гареме, имя девушки вышивали на ее тюрбане. Естественно, что наложниц обучали турецкому языку. Среди наложниц существовала иерархия, зависевшая также от срока пребывания в гареме.
Поделиться128Вторник, 16 июля, 2013г. 23:52:45
О «девширме» и султанах - вечных холостяках
Одна из особенностей османской империи - беспрерывная власть одной и той же династии. Бейлик, созданный Осман-беем в 12 веке, затем превратился в империю, которая просуществовала до 20 века. И все это время османским государством правили представители одной и той же династии. До превращения османского государства в империю его властители женились на дочерях других туркменских беев или христианских вельмож и владык. Поначалу такие браки заключались с христианками, а затем с мусульманками. Так что до 15 века у султанов были и законные жены, и наложницы. Однако с усилением могущества османского государства, султаны перестали видеть необходимость заключения брака с иностранными принцессами. С той поры османский род стали продолжать дети рабынь-наложниц.
Во времена аббасидского халифата из рабов создавалась придворная гвардия, которая была гораздо преданнее властителю, нежели представители других местных родов. В османский период этот подход был расширен и углублен. Христианских мальчиков обращали в ислам, после чего юные новообращенные служили одному лишь султану.
Система эта носила название «девширме». ( По системе «девширме» (букв. «devşirme переводится как «сбор», но не «налог кровью» - как часто переводят на русский) набирали рекрутов в полки «янычар», но только самые талантливые мальчики попадали на обучение в султанский дворец для подготовки к военной или гражданской службе, остальные до совершеннолетия отдавались в турецкие семьи регионов вокруг Стамбула. Затем этих уже отуреченных и принявших ислам молодых людей определяли на гражданскую службу султану или в армию. Прим. Portalostranah.ru). Действовать означенная система начала в 14 веке. За последующие сто лет эта система настолько укрепилась и расширилась, что обращенные в ислам христианские юноши заняли все места в государственной и военной иерархии османской империи. Так оно продолжилось и впредь.
Наиболее одаренных новообращенных воспитывали при султанском дворе. Такая система гражданского дворцового обучения называлась «эндерун». Притом, что эти люди официально считались рабами султана, их положение отличалось от положения рабов, так сказать, «классического типа». Точно также особым статусом пользовались наложницы, набиравшиеся из христианок. Система их воспитания была схожа с системой «девширме». Примечательно, что последнее усиление влияние обращенных в ислам инородцев привело к тому, что в 15 веке мужчины-девширме стали занимать не только все военные, но и все важнейшие государственные должности, а девушки-девширме из обычных наложниц стали превращаться в лиц, роль которых в дворцовых и государственных делах все более повышалась.
Поделиться129Вторник, 16 июля, 2013г. 23:53:47
Одноженство
Одной из версий причин перехода османских султанов на жизнь с одними лишь наложницами в Европе называлось нежелание повторить горькую и позорную судьбу султана Баязида I. Однако эта версия была далека от истины. В 1402 году при Анкаре состоялась битва, в которой османские войска были разбиты войсками Тимура. Султан Баязид попал в плен, в плен к Тимуру попала и жена Баязида - сербская принцесса Мария, которую Тимур превратил в свою рабыню. В результате Баязид покончил с собой. (Победа Тимура, известного также как Тамерлан, замедлила расширение Османской империи и отстрочила падение Константинополя и Византии на несколько поколений (более 100 лет). Прим. Portalostranah.ru).
История эта была впервые описана знаменитым английским драматургом Кристофером Марло, в написанной им в 1592 году пьесе «Великий Тимурленг». Однако какова доля истины в том, что именно эта история заставила османских султанов перестать брать себе жен, полностью перейдя на наложниц? Английский профессор Лесли Пирс считает, что отказ от официальных династических браков был связан с явным снижением их политического значения для османских султанов в 15 веке. К тому же традиционная для мусульман гаремная традиция взяла свое. Ведь аббасидские халифы (за исключением первых) также были детьми гаремных наложниц.
В то же время, как свидетельствует история, рассказанная дочерью султана Абдул Хамида II, правившего в последней трети 19 века (до 1908 года), к концу 19 века в Стамбуле стало широко распространятся одноженство. У Абдул Хамида II была одна любимая наложница, отличавшаяся хладностью чувств. В конце концов, султан понял, что любви наложницы ему не видать, и отдал ее в жены одному священнослужителю, подарив ей особняк. Правда, на протяжении первых 5 послесвадебных дней султан держал мужа своей бывшей наложницы во дворце, не отпуская его домой.
Поделиться130Вторник, 16 июля, 2013г. 23:54:49
19 век. Больше свободы для наложниц султанского гарема
Статус наложницы в гареме зависел от степени приближенности к султану. Если наложнице, а тем более самым любимым султанским наложницам - одалискам, удавалось родить султану сына, то статус счастливицы немедленно повышался до уровня султанской женщины. А если сын наложницы в будущем становился еще и султаном, то эта женщина брала в свои руки управление гаремом, а подчас и всем дворцом. Наложниц, которым не удавалось попасть в разряд одалисок, со временем выдавали замуж, обеспечивая при этом приданным. Мужьями султанских наложниц становились, по большей части, высокопоставленные вельможи или их сыновья. Так правивший в 18 веке османский властитель Абдул Хамил I предложил в жены сыну своего первого визиря одну свою наложницу, бывшую близкой султану с детских лет.
Наложницы, которые не становились одалисками, но в то же время работали в гареме служанками и воспитательницами более юных наложниц, могли покинуть гарем по истечении 9-ти лет. Однако часто бывало, что наложницы просто не желали покидать привычных стен и оказываться в незнакомых условиях. С другой стороны, наложницы, желавшие покинуть гарем и выйти замуж до истечения положенных девяти лет, могли обратиться с соответствующим заявлением к своему повелителю, т. е. султану. В основном такие ходатайства удовлетворялись, причем и этим наложницам предоставлялись приданное и дом за пределами дворца. Наложницам, покидавшим дворец, давали бриллиантовый комплект, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Этим наложницам выплачивалось и регулярное пособие. Означенные женщины пользовались в обществе уважением и назывались дворцовыми.
Из дворцовых архивов мы узнаем, что пенсии выплачивались подчас и детям бывших наложниц. В общем, султаны делали все, чтобы их бывшие наложницы не испытывали материальных трудностей.
До 19 века наложницам, передавшимся в пользование наследным принцам, запрещалось рожать.
Первым разрешил наложнице родить наследный принц Абдул Хамид, ставший после восшествия на престол султаном Абдул Хамидом I. Правда, ввиду того, что наложница родила дочку, последнюю до восшествия Абдул Хамида на престол воспитывали за пределами дворца. Так что девочка смогла вернуться во дворец уже в ранге принцессы.
В дворцовых архивах сохранилось много документов повествующих о романах между наследными принцами и султанскими наложницами. Так, когда будущему Мурату V было 13-14 лет, он находился в дворцовой плотницкой, в этот момент сюда вошла наложница. Мальчик жутко растерялся, однако наложница сказала, что ему нечего стесняться и что у него в распоряжении 5-10 минут, которыми он должен воспользоваться в надлежащих целях.
Бывало, что наложницы заводили романы даже с евнухами. При всей проблематичности этих романов. Более того, случалось, что евнухи убивали друг друга из-за чувства ревности.
На поздних этапах существования Османской империи случались романы между наложницами и заходившими в гарем музыкантами, воспитателями, живописцами. Чаще всего такие любовные истории происходили между наложницами и учителями музыки. Иногда старшие по рангу наложницы-воспитательницы закрывали глаза на романы, иногда нет. Так что вовсе не случайно, что в 19 веке несколько наложниц были выданы замуж за известных музыкантов.
Имеются в архивах и записи, касающиеся любовных историй между наложницами и юношами, обращенными в ислам, а вслед за этим определенными во дворец для воспитания и обучения.
Случались подобные истории и между наложницами и иностранцами, по тем или иным причинам приглашавшимися для работы во дворец. Так в конце 19 века произошла трагическая история. Один итальянский художник был приглашен для разрисовки части султанского дворца Йылдыз. За художником наблюдали наложницы. (Дворец Йылдыз («Звезда»), построенный в европейском стиле, был второй султанской резиденцией, построенной по европейским образцам – после дворца Долмабахче. Йылдыз и Долмабахче разительно отличались от старинной резиденции султанов - дворца Топкапи, сооруженного в восточном стиле. Топкапы был покинут последними османскими султанами, переехавшим сначала в Долмабахче, а затем в Йылдыз. Прим. Portalostranah.ru).
Спустя некоторое время между одной из наложниц и художником возникла любовная связь. Воспитательница, узнавшая об этом, заявила о греховности связи мусульманки с неверным. После этого несчастная наложница покончила с собой, бросившись в печь.
В жизни наложниц происходило немало подобных трагических историй. Однако случалось, что такие истории не завершались трагично и прелюбодействующих наложниц просто изгоняли из дворца.
Изгнанию подвергались и наложницы, совершившие тот или иной серьезный проступок. Однако в любом случае наложниц не бросали на произвол судьбы. Так оно произошло, к примеру, в конце 19 века. Как-то три наложницы развлекали султана Абдул Хамида II, когда он работал в столярной мастерской (все султаны имели различные хобби). В один прекрасный день одна наложница приревновала другую к султану и подожгла мастерскую. Пожар удалось потушить. Все три наложницы отказались признать вину, однако, в конце концов, дворцовой страже удалось выявить виновницу пожара. Султан простил ревнивицу, которой все же пришлось покинуть дворец. Тем не менее, девушке выплачивалось жалование из дворцовой казны.
Поделиться131Вторник, 16 июля, 2013г. 23:55:50
УКРАШЕНИЯ в сериале ВВ - НАСТОЯЩИЕ!
В Турции украшения имеют богатую историю и традиции создания.
Их начали изготавливать много тысячелетий назад, и к периоду правления Сулеймана Великолепного, который и описывается в сериале, украшения имели свой неоспоримый статус обязательного атрибута образа оттоманской женщины. Волосы, лоб, руки, ноги, талию, шею обвивали изделия из драгоценных металлов, многорядные, с подвесками, комбинированные, как правило, очень яркие.
Для восточной женщины это не просто аксессуары, но еще и зеркало ее происхождения и состоятельности ее супруга.
Так было раньше, так это осталось и по сей день. И поэтому у всех этих красот из сериала нет срока давности, и им не требуется даже особенный случай. Достаточно лишь взглянуть на современные модные коллекции ювелирных изделий, чтобы понять, что этника и фантазийные мотивы по сей день актуальны.
Компания Altinbas, которая работает на родине сериала, специально для фанатов выпустила ювелирную коллекцию, вдохновленную «Великолепным веком». Она так и называется – «Muhteşem Yüzyıl», и включает обширную линию изделий из серебра, золота с яркими драгоценными камнями. В коллекции можно найти браслет, подвеску, колье или кольцо, похожие на те, что носят героини любимого сериала. В том числе и ставшее уже легендарным изумрудное кольцо Хюррем.
У украшений, которые появились на экране, тоже есть своя интересная история. Как можно догадаться, в таком громком высокобюджетном проекте не могли бы использовать «пустышки», которые сделали наспех как непритязательный реквизит.
К созданию украшений из «Великолепного века» имеет отношение крупнейшая турецкая ювелирная компания Boybeyi. Она существует с 1881 года и расположена в Стамбуле. Украшения для сериала создавали пять мастеров-ювелиров, которые провели предварительную подготовку в три месяца, на протяжении которых они тщательно исследовали тему, чтобы добиться максимально близкого исторического сходства.
Результат оказался впечатляющим. Работы мастеров Boybeyi снискали огромное признание. Для сериала это стало еще одним показателем его успешности, а для компании – отличной рекламой, сделавшей ее известной на весь мир.
Источник: http://www.womenclub.ru/style/4419.htm
Поделиться132Вторник, 16 июля, 2013г. 23:57:03
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Одним из элементов облачения Сулеймана являются штаны, хотя на самом деле их начали носить только в 1800г. при Султане Махмуде II.
• Женская одежда также не соответствует времени и больше похожа на французскую моду 19 века. В Турции 16 века наложницы ходили полуобнаженными и в панталонах.
• При входе в город Стамбул у Сулеймана была борода, хотя при вступлении на трон у Султана ее не должно быть.
• Джафера Пашу убили мечом, но, на самом деле, смертный приговор приводился в действие удушением с помощью шелкового шнура.
• Когда Султан одержал победу, турецкая армия сделала залп из 121 орудий, но таких традиций у турок нет.
• В сериале Насух Эфенди — странствующий художник, а в реальности он был очень образованным и важным историческим деятелем, владеющим множеством языков, а также изготовляющим оружие и участвующим в каждом бою. При этом он хорошо рисовал и создавал эскизы улиц и зданий Стамбула. С Сулейманом Насух встретился в Манисе.
• Когда Сулейман вступал на престол его возраст составлял 26 лет, в то время как в сериале актеру 41 год.
• Роксолана, рожденная в 1506 году, попала в гарем четырнадцатилетней, но актрисе, сыгравшей ее роль было 27.
• Церемония коронации Султана проводилась в старом султанском дворце, а не в дворце Топкапы.
• В сериале на собраниях Дивана ведутся дискуссии, хотя на самом деле право говорить имел только Султан.
• На самом деле в гареме жили не только рабы.
• Одежде янычар не уделялось такого большого значения.
• Хранитель покоев в сериале появляется в головном уборе только на собраниях Дивана, но на самом деле без головного убора его не допустили бы в гарем. Мужчинам того времени не разрешалось появляться перед женщинами с непокрытой головой.
• Новые девушки в гареме могли встретиться с Султаном только после трех лет обучения правилам воспитания, а в сериале Хюррем сразу увиделась в Султаном и упала к нему на руки.
• Принцесса Изабелла — это королева Испании и Португалии, вышедшая замуж за Фердинанда Арагонского. В Индию королеву послал Колумб, открывший Америку в 1492 году. Поэтому во времена правления Сулеймана Великолепного принцесса Изабелла должна была уже быть в возрасте, а она предстала юной незамужней принцессой.
Поделиться133Среда, 17 июля, 2013г. 00:21:44
Как выглядел султан Сулейман?
Вот что писал о Сулеймане венецианский посланник Бартоломео Контарини несколько недель спустя после восхождения Сулеймана на трон:
«Ему двадцать пять лет. он высокий, крепкий, с приятным выражением лица. Его шея немного длиннее обычной, лицо тонкое, нос орлиный. У него пробиваются усы и небольшая бородка; тем не менее выражение лица приятное, хотя кожа имеет тенденцию к чрезмерной бледности. О нем говорят, что он мудрый повелитель, любящий учиться, и все люди надеются на хорошее его правление».
http://s3.uploads.ru/t/uPjDY.jpg
- Получивший образование в дворцовой школе в Стамбуле, он большую часть своей юности провел за книгами и занятиями, способствующими развитию его духовного мира, и стал восприниматься жителями Стамбула и Эдирне (Адрианополя) с уважением и любовью.
- Сулейман получил также хорошую подготовку в административных делах в качестве юного губернатора трех разных провинций. Он, таким образом, должен был вырасти в государственного деятеля, который сочетал в себе опыт и знания, человека действия. При этом оставаясь человеком культурным и тактичным, достойным эпохи Ренессанса, в которую он был рожден.
- Наконец, Сулейман был человеком искренних религиозных убеждений, которые выработали в нем дух доброты и терпимости, без каких-либо следов отцовского фанатизма. Больше всего он вдохновлялся высоко идеей собственного долга как «Руководитель правоверных».
- Следуя традициям гази своих предков, он был святым воином, обязанным с самого начала своего правления доказать свою военную мощь по сравнению с силой христиан. Он стремился с помощью имперских завоеваний достичь на Западе того же, чего его отцу, Селиму, удалось добиться на Востоке.
Источник:http://www.portalostranah.ru/view.php?id=223
Распорядок дня султана Сулеймана
Ежедневная жизнь Сулеймана во дворце - от утреннего выхода до вечернего приема - следовала ритуалу, сравнимому в его детальной точности с ритуалом французских королей в Версале.
Утро. Когда султан утром вставал с кушетки, его должны были одевать люди из числа его наиболее приближенных придворных:
в верхнюю одежду, одеваемую лишь однажды, с двадцатью золотыми дукатами в одном кармане и с тысячью серебряных монет в другом, и кафтан, и нерозданные монеты в конце дня становились «чаевыми» для постельничего.
Еда для его трех трапез на протяжении дня подносилась ему длинной процессией пажей, чтобы быть съеденной
в одиночестве с превосходных фарфоровых и серебряных блюд, расставлявшихся на низком серебряном столике,
с подслащенной и ароматизированной водой (изредка вином) для питья, в присутствии стоящего рядом доктора
в качестве меры предосторожности от возможного отравления.
Спал султан на трех малинового цвета бархатных матрацах - один из пуха и два из хлопка, - покрытых простынями из дорогой тонкой ткани, а в зимнее время - завернувшись в мягчайший соболий мех или мех черной лисицы с головой, покоящейся на двух зеленого цвета подушках с витым орнаментом.
Над его кушеткой повышался золоченый балдахин, а вокруг - четыре высоких восковых свечи на серебряных подсвечниках,
при которых на протяжении всей ночи находились четыре вооруженных стража, тушившие свечи с той стороны,
в которую мог повернуться султан, и охранявшие его до пробуждения.
Каждую ночь в качестве меры безопасности он, по своему усмотрению, будет спать в другой комнате, которую его постельничьи должны будут тем временем подготовить.
День. Большая часть его дня была занята официальными аудиенциями и консультациями с чиновниками. Но когда не было заседаний Дивана, он мог посвящать свое время досугу, возможно, читая Книгу Александра - легендарный отчет персидского писателя о подвигах великого завоевателя; или изучая религиозные и философские трактаты; или слушая музыку; или же смеясь над ужимками карликов; или наблюдая за извивающимися телами борцов; или, возможно, развлекаясь остротами придворных шутников.
Вечер. Во второй половине дня, после сиесты на двух матрацах - одном, парчовом, шитом серебром, и другом - шитом золотом, он нередко мог бы переправляться через пролив на азиатский берег Босфора, чтобы отдохнуть в здешних садах.
Или, напротив, сам дворец мог предложить ему отдых и восстановление сил в саду третьего двора, засаженном пальмами, кипарисами и лавровыми деревьями, украшенном павильоном со стеклянным верхом, над которым струились каскады сверкающей воды.
Его развлечения на публике оправдывали его славу поклонника великолепия. Когда, стремясь отвлечь внимание от своего первого поражения под Веной, он летом 1530 года отметил праздник обрезания пятерых своих сыновей, празднества длились три недели.
Ипподром был превращен в город ярко драпированных шатров с величественным павильоном в центре, в котором султан восседал перед своим народом на троне с колоннами из лазурита. Над ним сиял палантин из золота, инкрустированный драгоценными камнями под ним, покрывая всю землю вокруг, лежали мягкие дорогие ковры.
Вокруг располагались шатры самых разнообразных расцветок, но их всех своею яркостью превосходили павильоны, захваченные у властителей, потерпевших поражения от оружия османов. Между официальными церемониями с их пышными процессиями и роскошными банкетами ипподром предлагал множество развлечений для народа. Тут были игры, турниры, показательная борьба и демонстрация искусства верховой езды; танцы, концерты, театр теней и постановки батальных сцен
и великих осад; цирковые представлении с клоунами, фокусниками, обилием акробатов, с шипеньем, разрывами и каскадами фейерверков в ночном небе - и все это с размахом, никогда ранее невиданным в городе…
Источник: http://www.portalostranah.ru/view.php?id=223&page=4
Из книги Лорда Кинросса «Расцвет и упадок Османской империи"
Поделиться134Среда, 17 июля, 2013г. 00:31:43
Мать Сулеймана Великолепного
1-я ВАЛИДЕ
http://s2.uploads.ru/t/luVPM.jpg
Айше Султан Хафса - мать Сулеймана Великолепного, дочь крымского хана Менгли Герая I.
- Была первой матерью султана Османской империи, носившей титул валиде-султан.
- Фактически была соправителем своего сына, она считалась вторым лицом государства после султана.
- Родилась в 1479 в Крымском ханстве.
- Умерла в 1534 и была похоронена рядом с мужем в мавзолее-мечети Явуза Селима в Стамбуле
Поделиться135Среда, 17 июля, 2013г. 00:35:29
Совещания дивана, или султан за решеткой
- Слово «диван» пришло к османам от персов и арабов и в персидском оно означает «записывать».
- В приземистом, но с изысканной отделкой, здании дивана с упомянутой высокой башней над ним проходили регулярные совещания министров султана, и визирь принимал посетителей.
http://s3.uploads.ru/t/o6eQ0.jpg
Топкапы. Здание дивана
При этом если встреча не являлась торжественной, и султану было не по чину лично принимать гостей, то у него сохранялась возможность услышать всю беседу с помощью небольшого окошка с мелкой решеткой, находясь в смежном помещении. Окошко было проделано в стене прямо над местом великого визиря.
Говорят, что впервые практика такого опосредованного участия султана в делах дивана возникла, когда во время заседания совета проник посетитель и стал пытаться что-то просить у султана, перейдя границы почтительности. Правда неизвестно когда и где это было.
В помещении дивана в Топкапи любой желающий может увидеть это окошко до сих пор.
http://s2.uploads.ru/t/VrSts.jpg
Топкапы. Диван
В канцеляриях по всему Востоку стояли низкие приземистые длинные диваны, на которых располагались писцы.
(Также диван означает собрание каких-либо документов, например, стихов одного поэта).
Длинные диваны в помещении дивана неплохо сохранились и в Топкапы.
Помещение дивана в Топкапы состоит из двух смежных комнат - комнаты визиря и помещения для составления протокола.
Заседания дивана проходили в Топкапи четыре раза в неделю - с воскресенья по вторник.
Источник http://www.portalostranah.ru/view.php?id=38
Поделиться136Среда, 17 июля, 2013г. 00:36:31
Личность Эбуссууда Эфенди одна из самых спорных в османской истории. Однако в официальных источниках он упоминается как человек,обладавший огромный знаниями,великий исламский ученый.
Его полное имя – Мехмет Эбуссууд Эфенди.Родился в городе Искилип.Его отец – Мухиттин Мустафа был известен своей приближенностью к Султану Беязиду Второму, за что получил прозвище – Шейх Повелителя. h0b_8f8u1C0Эбуссуд Эфенди обучался у самых знающих людей ,также у одного из самых великих турецких исламских ученых – Шейхульислама Ибн Кемаля, после получения соответствующего образования Эбуссуд Эфенди начал свою деятельность в качестве преподавателя.
После преподавания в медресе “Давутпаша”, “Махмутпаша”,также в медресе города Гебзе был назначен учителем в медресе города Бурсы. В 1533 году стал Судьей города Бурсы. Через год стал Судьей Стамбула. Будучи военным судьей Румелии в 1545 году был назначен Шейхульисламом.Пробыл на этой должности 21 год во время правления Сулеймана Кануни,7 лет во время правления Селима Второго.
Эбуссууд Эфенди похоронен рядом со школой в Эйюпе,которая была сделана по его приказу.Эбуссууд Эфенди один из самых человечных и знающих шейхульисламов в истории Османской Империи. В Стамбуле есть мечеть и баня,построенные им. Эбуссууд Эфенди в совершенстве владел турецким, арабским, персидским языками,также он был поэтом. Помимо стихотворений на турецком,известны его произведения на арабском языке,которые высоко ценятся в арабской литературе.
В турецкой истории Эбуссууд Эфенди известен как важная личность прежде всего потому,что он играл основную роль в создании законов , которые позволяли успешно управлять огромной Империей периода Сулеймана Кануни.
Поделиться137Среда, 17 июля, 2013г. 01:30:14
Золотое яблоко. Власть и сила.
В сериале мы не раз видели, как подбрасывают «золотое яблоко» высоко над головой, затем ловят обратно. Султан Сулейман, как стал 10 Султаном Османской империи, на совете Дивана подбросил яблоко вверх, затем, во сне Султана, Шехзаде Мустафа тоже подбрасывает золотое яблоко... Давайте ознакомимся поподробней с подбрасыванием «золотого яблока» в Османской империи!
Другая тема, составлявшая идеологию османских завоеваний и сохранившая свое наименование, – тема «кызылэльма». Простым смысловым содержанием этого лозунга является – «даешь красное (золотое) яблоко» – т.е. тот золотой шар («державу»), который в средние века и даже позже держали в своих руках на торжественных церемониях властители империй, демонстрируя свою власть над миром или по крайней мере над его частью. Заполучить этот символ власти – значит продемонстрировать утверждение Османской империи как мировой державы с претензией ее властителей на мировое господство.
Поделиться138Среда, 17 июля, 2013г. 01:31:48
Обратившись вновь к венгерскому автору, мы согласимся с его тезисом о том, что возникнув почти в те же времена, что и лозунг газават, легенда «золотого яблока» «настолько глубоко вошла в турецкий фольклор, что в отдельных провинциях действовала как живая традиция вплоть до наших времен», причем суть этой идеи как пророчества «сводилась к тому, что «падишах» захватывает страну иноверных и отбирает у них «золотое яблоко».
Первое, что необходимо отметить, – идея золотого яблока не «освящается» ссылками на ислам, это «земная», но все та же грандиозная идея захвата земель и власти у правителей могущественных держав преимущественно к западу от Анатолии, но уже без ссылок на религию. Как можно судить, лозунг золотого яблока распространился среди тюрок очень рано и у простого люда, воинов означал не что иное, как мечту о далеких плодородных землях, «зеленых кущах», «молочных реках» и «кисельных берегах».
Поделиться139Среда, 17 июля, 2013г. 01:34:17
При османах уже многим туркам был знаком вещественный символ державной власти императора Византии – в Константинополе была установлена колонна с императором Юстинианом на коне.
В его руке и была эта самая держава – шар, олицетворявший собою покоренные империей земли.
Поделиться140Среда, 17 июля, 2013г. 01:35:25
Султаны стали все более воспринимать это золотое яблоко как символ вожделенной цели – завоевания империи. Оно стало не менее притягательным и для воинов султана – символизировало богатства, которыми обладает подлежащая завоеванию империя и которые должны быть захвачены ими как награда за бесконечные тяготы и потери в ходе сражений за Анатолию.
Поделиться141Среда, 17 июля, 2013г. 01:37:08
Здесь, очевидно, сохраняла свою значимость и психология кочевничества, при котором необходимо постоянно заниматься поиском (и захватом) прокорма для лошадей и пищи для семьи.
Успешно реализовав эту мечту путем захвата византийской столицы, а затем разгрома самой Византии, османы все дальше и дальше переносили ее в будущее и, как считается, «золотыми яблоками» становились все новые объекты османских завоеваний, в конечном счете таковой целью стала богатая Вена, столица Священной Римской империи.
Поделиться142Среда, 17 июля, 2013г. 01:38:22
Надо полагать, лозунг «даешь Вену» на историческом пике могущества османов стал весьма сильным идеологическим позывом и для султана с его окружением, и для султанского воинства, тех же янычар.
"Красное яблоко манит к себе камни". Турецкая пословица
Поделиться143Среда, 17 июля, 2013г. 23:05:58
ДЖИХАНГИР ( о дружбе с Мустафой и причины смерти младшего сына Сулеймана и Хюррем) Шахзаде Джахангир был очень дружен со сводным братом Мустафой (Джихангир не мог претендовать на трон и не был ему соперником) и, как говорили, нередко гостил у него в Амасье (санджак-беем которой в то время был Мустафа). Литературные источники предполагают что Мустафа снабжал Джихангира опием, но исторического подтверждения этому нет. Султана Сулеймана эта дружба беспокоила. Посол Наваджеро пишет, что Сулейман говорил Джихангиру (еще за несколько месяцев до казни Мустафы): «Сынок, Мустафа, став Падишахом, убьёт вас всех» Шахзаде Джихангир умер в ноябре 1553 года и причина его смерти остается неясной. По легенде он не смог пережить страшной смерти Мустафы (казненного собственным отцем по подозрению в мятеже и предательстве), Джихангир умер через 21 день после брата, возможно, покончил с собой. Европейские литераторы более поздних времен писали драмы и романы в которых воспевали братскую любовь Джихангира и его решимость уйти из жизни вслед за Мустафой (Готтолг Лессинг - "Джихангир и презренный Трон" 1748 год, Кристиан Вайсс "Мустафа и Джихангир" - 1761 год и т.д.). Посол Огур Бусбек писал о том что чуствительный принц не смог пережить такого удара - его любимый отец убивает любимого брата. Венецианские послы в своих донесениях сообщали о самоубийстве шах-заде Джихангира. Однако есть и другие версии смерти шахзаде, не связанные с убийством брата, которые кажутся более правдивые. Слабый здоровьем принц уговорил отца взять его в военный поход. Но, не выдержав тягот походной жизни, заболел и вскоре умер. Или: просто не пережил своей первой зимы вдалеке от дома (он только недавно стал санджакбеем Алеппо) заболел и, без должного лечения, не сумел выздороветь. Ибрагим Печеви, живший во время описанных событий и оставивший краткое описание шахзаде и визирей Сулеймана, так пишет о Джихангире: «Падишах – завоеватель стран всегда имел его под рукой, никогда не расставался с ним ни в мирное ни в военное время. Этот принц - бывший отрадой глаз и источником душевной радости падишаха во время его прогулок и охоты умер зимуя в Халебе. Его тело было привезено в Стамбул и захоронено в Гробнице (Тюрбе) Шехзаде Мехмеда.» В его память Сулейман повелел построить мечеть (разумеется, строил ее Синан) в Стамбуле, на холме откуда открывается красивый вид. Сама мечеть не сохранилась до наших дней, разрушилась от землетрясений и пожара (сейчас на ее месте стоит новая мечеть с тем же названием «Джихангир джами»), а этот район Стамбула и сегодня носит имя Джихангира.
Поделиться144Четверг, 18 июля, 2013г. 00:16:05
๑۩۩۩๑СЕЛИМ II Пьяница (1524 г. - 1574 г.)(Selim II) Одиннадцатый султан Османской империи, сын Сулеймана Великолепного Переживший своих братьев Мустафу, Мехмета, Баязида и Джихангира будущий султан Селим II с самого детства отличался трусостью и распутством. Сын великого Сулеймана никогда не появлялся в военных лагерях и лично не участвовал в походах, но зато очень много времени проводил в своем гареме, предаваясь недостойным султана развлечениям. Янычары его никогда любили, за глаза называя "пьяницей". Тем не менее, захватническая политика турок в царствование Селима продолжалась (во многом благодаря великому визирю Соколлу Мехмеду-паше, назначенному на должность еще при Cулеймане Великолепном). В 1568 году султан завершил войну с Австрией, начатую еще его отцом. По условиям мирного договора сохранялись довоенные границы, и Австрия соглашалась выплачивать Порте ежегодную дань в тридцать тысяч дукатов. В следующем году произошло первое военное столкновение османов с Московским царством — турки сделали попытку овладеть Астраханью, в то время одним из важнейших торговых центров на Каспии. Компания была задумана с большим размахом. В Азов на 15 галерах направились 3 тысячи землекопов, которым было поручено рыть канал между Волгой и Доном. Их сопровождали 5 тысяч янычар при 50 орудиях. Этого незначительного отряда было явно недостаточно для осады столь крупного города, поэтому крымский хан Девлет-Гирей должен был выставить в помощь османам 25 тысяч всадников. Но татары не желали усиления турок в регионе и поэтому не спешили под стены Астрахани. Поход окончился неудачей. В течение полутора месяцев янычары пытались перетащить волоком свои корабли из Дона в Волгу, но так и не смогли этого сделать. В результате они явились под Астрахань без провианта и без осадной артиллерии. Взять город штурмом не удалось, а осада, из-за недостатка продовольствия и приближающихся холодов была самоубийством. Османы вынуждены были отступить. Впрочем, крупномасштабные войны с Россией были еще впереди. Поход на Астрахань был скорее разведывательной операцией, чем результатом планомерной захватнической политики. Центральными событиями правления Селима оставались войны с традиционными противниками в Западной Европе и Северной Африке. В 1570 году началась война с Венецией, у которой султан намеревался отобрать остров Кипр (остров служил базой для средиземноморских пиратов, причинявших значительный ущерб османской торговле). Ареной боевых действий стали острова в Ионическом и Эгейском море, включая восточное побережье Адриатики. На помощь венецианцам пришел испанский король Филипп II, поддерживаемый римским Папой. Под их руководством была образована "Священная лига", в которую вошли Испания, Венеция, Мальта, Савойя и Генуя. Война длилась практически три года. Среди множества сражений, происходивших с попеременным успехом на море и на суше, самым значительным стала битва при Лепанто. 7 октября 1571 года 230 османских галер встретились здесь с объединенным христианским флотом (примерно 208 галер). Сражение носило ожесточенный характер. Обе стороны понесли немалые потери. (По воспоминаниям одного из участников битвы, море вокруг кораблей было красным от человеческой крови.) Победа осталась за христианами. Турки потеряли около 200 кораблей и 30 тысяч убитыми и ранеными. Такого ошеломляющего разгрома османам уже давно не приходилось испытывать. Однако Порта, находившаяся на вершине своего военного могущества, достаточно легко перенесла этот удар. В целом битва при Лепанто не сыграла того значения, на которое поначалу рассчитывали победители, и в конечном счете Селим одержал верх в войне. По договору 1573 года Венеция не только лишилась Кипра, но и должна была уплатить 300 тысяч дукатов контрибуции. Развивая успех, Селим в 1574 году направил 40-тысячную армию в Тунис. Экспедиционная эскадра турок состояла из 300 судов, в том числе 230 боевых галер. 12 июня, после упорного боя, длившегося целый день, османы ворвались в город. В августе-сентябре пали оборонявшиеся испанцами крепости Ла-Гуетте и Аль- Бастиун. Почти все их защитники погибли в бою, пленные были казнены. Этот успех завершил длительный период войн за Северную Африку. Большая ее часть окончательно перешла под власть Османской империи.
Поделиться145Четверг, 18 июля, 2013г. 00:31:59
ДАМСКИЕ ШАЛОСТИ В ГАРЕМЕ Интриги Излюбленным занятием обитательниц гарема были интриги. Матери принцев и принцесс были поглощены заботами о будущем своих детей; те же, кто детей не имел, изобретали хитроумные способы понравиться султану, сделаться матерью и получить законное «повышение по службе». А так как соперниц, желавших таким же образом добыть себе счастье и могущество, в гареме всегда было в избытке, то в ход пускались самые изощренные и хитроумные средства. Очаровательное ангелоподобное создание могло учинить все, что угодно — от драки с целью изуродовать конкурентку до государственного переворота. Избавление от соперниц «Жены и одалиски составляют высшее сословие из невольниц, — писала Мелек-ханум. — Если их господин богат, то они пользуются всеми прихотями роскоши: экипажами, выездами, пирами, прислугой всех родов. Но часто случается, что раба не долго остается единственной женой; муж вводит другую, которая делается уже подругой по привязанности. В каком бы положении ни находилась первая жена, будь она свободной или рабой, вторая жена всегда старается свести первую на задний план. Если вторая тоже раба, то дело оканчивается ревностью, если же она свободная женщина и происходит из семейства, уважаемого мужем, то бедная жена-раба должна переносить все неприятности, все унижения, которые только может придумать ревнивая и могущественная соперница. Жизнь первой жены становится рядом мучений, нередко оканчивающимся трагически. Если же раба поступит в гарем высокопоставленной женщины, то положение ее становится крайне плачевным: раба должна проводить ночи стоя, прислуживая во время оргий своей госпожи. Из простого каприза рабы часто осуждаются на бичевание их евнухами, вооруженными курбачами или кнутами из слоновой кожи. С другой стороны, эти несчастные создания иногда одновременно служат предметом страсти их господина и предметом ревности своих госпож. Ввиду постоянного одиночества, подстрекаемые мыслью быть одалиской или второстепенной женой, часто взятые насильно — они сами ищут случая вступить в связь. Но лишь только их госпожа узнает о какой-либо интриге, как на рабу обрушиваются все ужасы ее бешенства. Муж, терпение которого обыкновенно совершенно теряется, оставляет несчастную жертву во власти своей жены, которая с целью освобождения себя от соперницы старается ее продать». Рабыни-служанки, не имевшие шансов понравиться владыке гарема, вели свою войну за место под солнцем. Они старались сблизиться с главными женами, чтобы, оказав им какие-либо тайные услуги, получить на своих хозяек определенное влияние. Далее следовали примитивный шантаж и откровенное вымогательство. От таких рабынь хозяйки избавлялись разными способами. Рабынь пристраивали в жены к старым вдовцам. Или предлагали приличную сумму отступных и полную свободу за пределами своего дома. Если эти способы не помогали, находились евнухи, слуги или наемные убийцы, которые всегда были готовы совершить хорошо оплачиваемое черное дело. «Ревность принцессы простирается и на тех из ее невольниц, — писала Мелек-ханум, — которые служат ее страстям; при малейшем подозрении в измене она приговаривает их к смерти под ударами кнута». В книге Роберта ван Гулика читаем: «У князя Чу были две фаворитки, Ван Чаопин и Ван Тию. Когда князь заболел, наложница по имени Чаосинь ухаживала за ним и снискала его благосклонность. Однажды, когда князь развлекался с Тию, он обнаружил у нее в рукаве кинжал. Когда ее высекли и допросили, Тию призналась, что она и Чаопин договорились убить Чаосинь из ревности. Чу затем допросил Чаопин, которая созналась после того, как ее прижгли железными прутьями. Вслед за этим князь собрал всех женщин и сам убил Тию, отрезав ей голову, потом он заставил Чаосинь убить Чаопин. Он сделал Чаосинь своей главной женой. Она приревновала его к наложнице по имени Тао Ван-цзинь и оклеветала ее, сказав, что Ван-цзинь обнажалась перед художником, который рисовал ее портрет. Когда затем она также обвинила ее в прелюбодеянии, князь приказал ее выпороть и заставил других женщин жечь ее иголками. Ван-цзинь бросилась к колодцу и хотела утопиться, Чаосинь приказала вытащить ее и virga intra pudenda eius adacta interfecif3. Затем она отрезала жертве нос, язык и губы и приказала сжечь тело. Далее, когда князь оказал знаки внимания другой наложнице по имени Юнъай, Чаосинь оклеветала и ее. Юнъай бросилась в колодец, чтобы избежать истязаний, но Чаосинь приказала вытащить ее и пороть до тех пор, пока она не признается в супружеской измене». Шапи Казиев "Тайная жизнь Восточного гарема"
Поделиться146Четверг, 18 июля, 2013г. 13:15:57
ஜ═══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑═══════════ஜ
Легенда про Ибрагима.
ஜ═══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑═══════════ஜ
Ибрагим Паша был очень любим Повелителем, это значит, что Султан дарил своему другу много даров. Но любимыми подарками Паши были кольца! Кроме подарков Повелителя, Ибрагим приказывал изготавливать всевозможные перстни, какие придут ему на ум, с всевозможными камнями, любых форм и любого размера. По размеру и количеству колец в те времена отмерялось богатство и величие.
Однажды, когда Ибрагим призвал к себе иностранного посла, он приказал ему поцеловать свою руку, в качестве уважения. Когда Паша хотел поднять руку, из-за тяжести перстней на ней, он не смог сделать это. Ему помог стражник, который был рядом.
Посол очень удивился, и рассказал об этой истории многим в родных краях. Пошли слухи, что какой-то Паша намного величественнее самого Султана, раз носит больше драгоценностей, чем он. Слухи дошли и до Сулеймана и это стало первой каплей в чаше, которая в дальнейшем все наполнялась и наполнялась.
ஜ═══════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑═══════════ஜ
Поделиться147Четверг, 18 июля, 2013г. 13:27:49
ஜ════════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑════════════ஜ
Печальная судьба Шехзаде Мехмета.
(Спасибо нашим друзьям)
ஜ════════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑════════════ஜ
Шехзаде умер в Манисе от оспы. Существует несколько версий его смерти. Одна из них- что Махидевран Султан подослала ему инфицированную наложницу, а вторая, что он заразился, будучи в походе в Венгрии.
Длинные толпы народа и сановники сопровождали из Манисы гроб с телом через море в Стамбул, где вокруг него происходило столпотворение, как в день Страшного суда.
Торжественное шествие направилось в мечеть Баязида второго-деда Сулеймана, где церемония проходила в присутствии безутешного Султана. В течение трех дней траура раздавалась милостыня в больнице Сулеймана, все магазины были закрыты, а империя молилась.
Всё это время Сулейман провел в одиночестве, держа безжизненное тело сына в обьятиях, не пуская никого, даже Хюррем Султан. Он плакал несколько часов во время его похорон. Был безутешен от горя. В течение 40 дней он молился на могиле сына, и все это время самолично раздавал милостыню бедным.
Шехзаде Мехмет рос образованным и утонченным человеком. Он щедро покровительствовал искусству, но был слаб здоровьем, что впрочем, не мешало ему участвовать в балканских походах.
Можно предположить, что юный Шехзаде, обожаемый отцом и почитаемый в народе, стал кровным соперником для своего старшего брата Мустафы, отличавшегося более суровым нравом и неприкрытым властолюбием.
В 1541 году Сулейман неожиданно для всех отдалил от себя шехзаде Мустафу, назначив Мехмета губернатором Манисы, издревле считавшейся «санджаком наследника престола». Потерявший свое былое положение Мустафа был отправлен отцом в Амасью в качестве наместника.
Теперь все указывало на то, что Мехмет станет следующим султаном Османской Империи.
Но в 1543 году молодой шехзаде неожиданно умирает от оспы (историки подозревают, что его умышленно заразили, послав к нему зараженную рабыню). Известие о смерти любимого сына застало Сулеймана во время возвращения из Венгерского похода, в котором он провел 6 месяцев и 23 дня.
Как писали о Мехмете современники: «Принц, обладавший более изысканными качествами, чем наследник Мустафа. Он отличался высоким интеллектом и тонкими суждениями. Сулейман намеревался сделать его своим преемником, но человек предполагает, а Бог располагает».
Сулейман почтил память своего любимого сына мечетью под названием «Sehzade Mehmed Camii», которая была построена в Стамбуле знаменитым архитектором Синаном в 1543-1548 гг.
Немногие знают, что по причине внезапной смерти, отпевание Мехмеда и его временное захоронение было проведено в мечети Баязеда. Одновременно султан Сулейман I поручил придворному архитектору Синану в кратчайшие сроки возвести сначала мавзолей Наследника, а затем и одно-именную мечеть.
Внутри мавзолея располагается несколько гробов. Над одним из них высоко установлен трон на ножках, инкрустированных слоновьей костью. Это и есть могила шехзаде Мехмеда. Таким образом, Сулейман хотел подчеркнуть особый статус своего сына Мехмеда, как рано умершего наследника престола. Помимо этого, рядом с могилой Мехмеда похоронен его родной брат Джахангир, а также дочь Мехмета Хюма-Шах Султан.
ஜ════════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑════════════ஜ
Спасибо нашим друзьям: vk.com/firuzchik
ஜ════════════๑Ƹ̴Ӂ̴Ʒ๑════════════ஜ
Поделиться148Четверг, 18 июля, 2013г. 17:53:04
РУКА ФАТИМЫ (ХАМСА)
«Этот символ используют в амулетах, талисманах, украшениях, его вешают у входа в дом, в машине и в других местах, чтобы защититься от сглаза. Этот талисман используют как иудеи, так и мусульмане. Говорят, что он существовал еще до возникновения этих религий, и был связан с богиней Танит - лунной богиней финикийцев, покровительницей Карфагена. Одни этот символ называют «хамса», что с семитского наречия обозначает «пять». Другие называют его «рука Фатимы». Фатима - единственной дочери пророка Мухаммеда. Говорят, что однажды Фатима помешивала еду на огне, а ее муж Али вошел в дом с девушкой, на которой он только что женился (мусульманину разрешается иметь до четырех жен). Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор ее рука стала символом терпения и веры. Часто в центре «руки Фатимы» или «хамсы» помещаются другие символы, защищающие от сглаза – изображение рыб, глáза или Звезды Давида. Считается, что синий, а особенно, голубой цвет также защищает от дурного глаза, и мы часто видим хамсы такого цвета или украшенные полудрагоценными камнями разных оттенков, от синего до бирюзового. В иудаизме хамсы часто украшают молитвами для защиты».
«Фатима была дочерью Мухаммада от его первой жены Хадиджи и женой Али, двоюродного брата Мухаммада, от которого она имела двух сыновей - Хасана и Хусейна. Даже после того как она стала матерью, ее называли "Аз-Зухара", "яркое цветение" (название Венеры) и "Аз-Ба-туль", т.е. "чистая девушка" или "дева". Мухаммад считал ее одной из четырех совершенных женщин, остальными тремя были его жена, Хадиджа, Азия, жена фараона, и дева Мария. Согласно толкователям, рука Фатимы олицетворяет всю религию ислама и ее основные служения, а именно: пост Рамадан, паломничество в Мекку, милостыню нищим, уничтожение неверных и строгое и неукоснительное соблюдение предписанных омовений. Кроме того, ее рука символизировала семью Мухаммада. Большой палец олицетворял самого пророка, указательный — Фатиму, средний — Али, ее мужа, а безымянный и мизинец — ее сыновей, Хасана и Хусейна. Кроме того, мизинец символизировал множество духовных и нравственных качеств и других добродетелей».
[реклама вместо картинки]
«На представленном выше рисунке показано, как правая рука Фатимы изображалась в средневековых манускриптах. Каждому сектору ладони соответствовали своя буква алфавита и свое число. С помощью этой схемы определялись характер, наклонности и свойства человека.
С этой целью выписывались буквы, составляющие его имя, а затем под ними записывались числа из секторов, соответствующих этим буквам на схеме. Таким образом, под буквой N писали 40, под С — 3 и т.д. После этого числа складывались, а общая сумма представляла индивидуальное число человека. Для выяснения того, что означает это число, обращались к длинному списку чисел. Каждое из них указывало на какое-либо качество или характеристику. Например:
3 — мистицизм, созерцание, любовь божественного;
15 — любовь к прекрасному и идеальному;
21 — насилие, грубость и жестокость;
36 — широта ума и обилие грандиозных идей;
70 — любовь к науке.
Если человек хотел знать, добьется ли он успеха в каком-либо деле или одержит ли победу над соперником, ему следовало записать по буквам данные ему и его противнику при крещении имена и поставить под каждой буквой ее числовое соответствие, согласно значениям в Двойном Зодиаке. Затем каждая группа чисел складывалась, а сумма делилась на 9. После этого гадающий обращался к таблице чисел, выдержки из которой приведены выше. Остаток от деления сумм на 9 предсказывал, добьется успеха он или его конкурент».
[реклама вместо картинки]
Поделиться150Четверг, 18 июля, 2013г. 18:16:55
Жена Селима II - Сесилия Веньер-Баффо_Нурбану Султан (р.5.09.1525, 15:33, о.Порос - с.6.12.1583, 13:45, Стамбул)
OD_(Натал) Сесилия Веньер-Баффо_Нурбану Султан_Рождение; 5.09.1525; 15:33;+1:55:52;Парос, Греция, Южные Эгейские острова;37°05′06″N; 25°09′03″E;Ж; Женский султанат. Невестка Роксоланы - Нурбану Султан http://ruda-pani.livejournal.com/329506.html
Оливия Сесилия Рахиль Афифа Нурбану Султан Баффо.
1. Итак, после смерти своей матери Хюррем Султан (Роксоланы) (1503-1558) и отца, султана Блистательной Порты Сулеймана I Великолепного (1494-1566) османское государство возглавил Селим II Пьяница (1524-1574), которому на тот момент было уже 42 года. Безвольный и слабый любитель пьяных оргий, рыжеволосый (как и его мать Роксолана) дебошир, он полностью доверил управление государством выдающемуся государственному деятелю, великому визирю Мехмед-паше Соколлу, боснийскому сербу, в раннем детстве обращённому в ислам. В гареме же безраздельно правила любимая жена (хасеки) Селима, Нурбану Султан ("Принцесса света"). Вот именно с этой женщины, не очень известной в истории невестки знаменитой Роксоланы, и начинается период Женского Султаната (1541-1687).
2. Нурбану Султан (урождённая Сесилия Веньер-Баффо, 1525-1583) происходила сразу из двух влиятельных и богатых семейств Венецианской республики. Её отцом, как считается, был Николо Веньер, губернатор принадлежащего Венеции греческого острова Парос и родной брат дожа Венеции Себастьяно Веньера. Матерью — Виоланта Баффо. Так как Сесилия была незаконнорожденной, то носила фамилию своей матери.
3. В 1537 году, когда пират и адмирал Хайр-ад-дин Барбаросса захватил остров Парос, 12-летняя Сесилия оказалась в рабстве. Она была продана в султанский гарем, где стала фавориткой принца Селима. Предположительно, когда, достигнув совершеннолетия (в 1543 году), Селим отбыл в качестве наместника в Конью (его мать, Роксолана, вопреки традиции, не поехала вместе с сыном, так как не желала потерять своё влияние на Сулеймана и гарем), Сесилия сопровождала его.
4. Всего Нурбану Султан родила султану Селиму примерно шесть детей, из них - только одного сына, Мурада. После восшествия на престол (в 1566 г.) Селима II Нурбану Султан возглавила гарем, для чего ей не пришлось прибегать ни к интригам, ни к насилию, как её знаменитой свекрови Хюррем Султан (Роксолане), поскольку сама Роксолана к тому времени уже 8 лет как умерла, и её невестка взяла этот престижный "приз" без боя.
5. В 1571 году султан Селим II, по примеру своих родителей, вступил в брак со своей бывшей рабыней-венецианкой Сесилией. Однако, даже в качестве законной супруги, Нурбану Султан не была единственной женщиной у своего повелителя - к моменту смерти Селима у него, помимо объявленного наследником единственного сына от Нурбану Султан, Мурада, было ещё, как минимум, четыре фаворитки, и шесть сыновей от них. Именно наличие других претендентов на престол Османов вынудило венецианку 12 дней скрывать смерть Селима, обкладывая его тело льдом (хорошо ещё, что дело было в декабре), пока в Стамбул не прибыл из провинции её сын Мурад, чтобы возглавить Блистательную Порту.
6. Мурад III, двенадцатый султан Османской империи, начал своё правление в 1574 году (в 28 лет) с удушения своих то ли пяти, то ли шести младших братьев, в чём его полностью поддержала мать, Нурбану Султан, получившая с воцарением сына высший для женщины в империи Османов титул валиде-султан (мать правящего султана). Сын Нурбану Султан, так же, как и его отец, очень мало интересовался государственными делами, однако, в отличие от отца, проводил всё своё время не в пьянках, а в гареме. Управлять Блистательной Портой пришлось матери, и с помощью великого визиря, который служил ещё Селиму II, а до него - Сулейману I, многоопытного Мехмеда-паши Соколлу (валиде-султан выдала за него замуж одну из своих пяти дочерей, Исмихан Султан), у неё это прекрасно получалось.
7. Нурбану Султан скончалась в 1583 году, в возрасте примерно 58 лет. Ходили слухи, что она была отравлена генуэзским послом за то, что проводила провенецианскую (а значит, враждебную интересам Генуи) политику.;