Кое что из истории
Сообщений 391 страница 420 из 532
Поделиться391Понедельник, 27 января, 2014г. 17:08:09
В гареме шахзаде Селима в Манисе он имел детей только от Нурбану, о чём свидетельствуют записи в гаремных книгах. В 1559 году у них родилась младшая дочь Фатьма Султан, после чего Нурбану прекратила рожать [Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. С. 35.].
В манисском гареме Селима распоряжалась Нурбану, которая, будучи матерью его старшего сына и наследника Мурада, обладала титулом первой жены. Она была фавориткой будущего султана, и он нежно любил её. Венецианский посол Джакопо Сорандзо писал в 1566 г. (сразу после воцарения Селима): «Говорят, что Его Величество горячо и преданно любит «Хасеки» как за её красоту, так и за её необычайный ум» [ Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 704 – 705.]. Возможно, столь искренняя любовь Селима к Нурбану была обусловлена также тем, что Нурбану мудро и почтительно вела себя по отношению к членам его семьи – она не враждовала с его сестрой Михримах Султан, долгое время исполнявшей обязанности Валиде после смерти своей матери Хюррем Султан 18 апреля 1558 года, относилась с благоговейным почтением к его отцу султану Сулейману Кануни, никогда открыто не претендовала на власть, за что в султанской семье её любили и что с благодарностью всегда помнил сам Селим [Hammer J. von. Histoire de l'empire ottoman. Paris, 1835-1837. Hazirlayan M.£tvik, Cilt 6, Istanbul, 2001. 712 р. Р. 436.].
Став султаном, Селим II взял в гарем ещё нескольких наложниц и они родили ему ещё восемь детей, в том числе шесть сыновей, один из которых умер ещё при жизни отца [Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956, Ceviri, Severcan S., Istanbul, 1998. 312 р. Р. 252.]. Но Нурбану по-прежнему оставалась его фавориткой. Венецианский посол Андреа Бадоара в 1573 году отмечает в своих донесениях дожу, говоря о Нурбану:
«…её называют «Хасеки», и Его Величество всячески благоволит к ней» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 84; Lewis B. The Political Language of Islam. Chicago, 1988. 832 р. Р. 372.].
В качестве Хасеки султана Селима II Нурбану не была похожа на свою предшественницу. Если Хюррем получила известность в столице османского государства, став фавориткой уже правящего султана, то Нурбану пользовалась авторитетом и уважением в санджаке, где Селим в своё время был правителем. Несмотря на то что Селим после своего восшествия на престол также с уважением и благоговением относился к Нурбану, тем не менее, с появлением новорожденных детей Селима от других невольниц, Нурбану сосредоточила свое внимание на своем сыне, чтобы тот беспрепятственно смог стать следующим султаном. Существующий закон Мехмеда II Фатиха, разрешающий и даже в чём-то обязывающий султана, всходящего на престол, уничтожить всех своих родственников мужского пола по мужской линии, кроме собственных сыновей, дабы продолжать свою линию, угрожал единственному сыну Нурбану, если вдруг Селим II стал бы оказывать большее расположение своим сыновьям от других женщин [Калманович Д.В. Турецкая и западная историография о правовой системе Османской империи XVI в. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2011. №132. С. 49 – 58. С. 52; Тверитинова А.С. Книга законов султана Селима I. М.: Главная редакция восточной литературы. 1969. С. 274 – 276.].
Поделиться392Понедельник, 27 января, 2014г. 17:08:58
Свою власть и влияние в полной мере она показала впоследствии уже как мать султана Мурада III (1574-1595) Валиде Султан, существенно ограничивая власть и влияние Хасеки своего сына.
Правление Селима II было периодом османской истории, получившем название «Каданлар Султанат», или «Султанат женщин», т.к. некоторые могущественные и решительные женщины гарема оказывали значительное влияние на государственные дела. Первой из этих женщин с сильной волей и была Нурбану, которая не только распоряжалась в гареме, но и являлась силой, стоявшей за троном, в период царствования Селима II и в первые годы правления её сына Мурада III. Она состояла в переписке со многими именитыми женщинами того времени, в частности – с французской королевой Екатериной Медичи, королевой-матерью, исполнявшей обязанности регента при своих сыновьях Франциске II, Карле IX и Генрихе III, что способствовало установлению хороших отношений между французским и оттоманским дворами [Бретон, Ги. Женщины и короли. История Франции. В 10 тт. Т. 2.: От Анны де Боже до Марии Туше. М.: Пересвет, 1994. 320 с. С. 297; Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 335 с. С. 97; Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 87 – 88.].
Екатерина Медичи была, как и Нурбану, итальянкой, но родом из Флоренции, потому, судя по их переписке, эти две умные предприимчивые женщины прекрасно понимали друг друга и весьма успешно общались, обмениваясь не только письмами, но и подарками. Расходные книги Топкапы и книги хозйственных расчётов Лувра, а также воспоминания французских вельмож говорят, что французская королева и османская султанша посылали друг другу дорогие благовония, бесценные драгоценности, экзотических животных и редкие ткани, приправляя свои дары цветистыми в своей словесности письмами.
В архивах Лувра сохранилось несколько писем Нурбану, адресованных Екатерине Медичи, а также несколько черновиков Екатерины с её ответами Нурбану. В этих письмах османская султанша проявляет себя в большей степени как типично европейская женщина, вставшая с французской властительницей «на одну ступень», в отличие от многих других представителей Османской династии, считавших европейских монархов ниже себя [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 718 – 720.]. Вот отрывок одного из этих писем:
«…Наша дражайшая сестра, наша венценосная госпожа королева Екатерина! Мы приветствуем Вас и смиренно просим принять от нас скромные дары как дань уважения Вашему благочестию, мудрости, доброте и справедливости! ... Смеем заверить Вас в нашей дружбе и поддержке в любых условиях, ибо мы ценим Вас и уважаем Вашего сиятельного сына, да благословит Вас Всевышний! … Ваша покорная слуга, Хасеки Нурбану Султан» (впоследствии, став Валиде Султан, Нурбану могла подписываться в письмах, адресованных Екатерине, уже полным именем) [Фрида Л. Екатерина Медичи. М.: АСТ, АСТ-Москва, 2006. 574 с. С. 418 – 419.].
Екатерина отвечала не менее любезно:
«…Венценосная сестра моя, дивный ангел, прекраснейшая из смертных госпожа Хасеки Афифе Нурбану Султан, повелительница Востока и Блистательной Порты Мы посылаем Вам свою любовь и заверяем в самой искренней и самой верной дружбе! … Ваш друг и покорная слуга, Екатерина из дома Медичи, королева Французская…» [Фрида Л. Екатерина Медичи. М.: АСТ, АСТ-Москва, 2006. 574 с. С. 423.].
Своё влияние на Селима Нурбану сохранила до конца его дней. Известно, что Селим не был лишён поэтических дарований, и в заключительных строках лучшей своей газели он, воспевая земные наслаждения, обращается к «Прекрасной», кем, без сомнения, учёные считают Нурбану:
«О, дорогая, Селиму дай твои уста цветов пурпурного вина,
И мои слёзы преврати отсутствием своим в вино, любимая,
Окрась их в красный цвет, который крови подобает…» [Фрили, Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 90.
Поделиться393Понедельник, 27 января, 2014г. 17:10:29
Селим II умер в гареме дворца Топкапы 15 декабря 1574 года. По одной из версий, он был нетрезв, упал в ванну и захлебнулся. Другая версия его смерти гласит, что он поскользнулся в хаммаме, упал и сильно разбил голову о мраморный пол, что привело к немедленной смерти. Нурбану, которой помогал Соколлу Мехмед-Паша, тайно положила труп Селима в ящик со льдом и держала его там 12 суток, пока из Манисы не прибыл её сын Мурад, которому она в состоянии полной секретности тайно передала через своего агента весть о смерти отца [Lewis B. The Political Language of Islam. Chicago, 1988. 832 р. Р. 401]. Сразу же по прибытии Мурад направился в тронный зал, расположенный в Третьем дворе дворца, где Соколлу провозгласил его султаном и тут же был вновь провозглашён великим визирем.
В ту же ночь по приказанию Мурада и с одобрения Нурбану, беспокоящейся о благе сына, были задушены пять его младших братьев. В качестве оправдания за это преступление Мурад сослался на Закон Фатиха, предписывавший устранять братьев, дабы они не могли претендовать на трон [Калманович Д.В. Турецкая и западная историография о правовой системе Османской империи XVI в. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2011. №132. С. 49 – 58. С. 54]. На следующий день Мурад похоронил своего отца Селима, приказав Мимару Синану соорудить над могилой отца роскошный мавзолей. Рядом с отцом были похоронены и юные шахзаде – Абдаллах, Джихангир, Мустафа, Осман и Сулейман. В момент казни последний из них был младенцем, и его пришлось оторвать от груди матери, которая, после того, как главный палач у неё на глазах задушил малыша, совершила самоубийство.
Мурад стал султаном, когда ему шёл двадцать девятый год.
На момент своего восшествия на престол, он имел только одну фаворитку, венецианку Софию Баффо, в исламе Сафие Султан, дальнюю родственницу своей матери Нурбану. Сафие была матерью его старшего сына Мехмеда, будущего султана Мехмеда III, родившегося 26 мая 1566 года, и его старшей дочери Айше Султан.
Нурбану, спокойно уживавшаяся в своё время со своей свекровью Хюррем Султан и своей золовкой Михримах Султан, встретила столь ожесточенное сопротивление со стороны Сафие, что стала относиться к ней с опаской и враждебностью, как к реальной сопернице. Хасеки султана Мурада III Сафие Султан, в отличие от Хюррем и Нурбану, с которыми султаны Сулейман I и Селим II заключали браки, не стала его официальной женой. Тем не менее, султан Мурад III после восшествия на престол на многие годы сохранил моногамные отношения с ней. Опираясь на поддержку своих дочерей, Нурбану стала пытаться свести на «нет» влияние Сафие на Мурада.
Поделиться394Понедельник, 27 января, 2014г. 17:11:33
После возможного лечения, а также уговоров своей матери Нурбану, Мурад III имел интимные связи с рекордным количеством невольниц, так как после его смерти остались 20 сыновей и 27 дочерей [Peirce P. Leslie. The Imperial Harem. Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. Oxford, 1993. Ceviri.Berktay A., Istanbul 1993. 408 p., Р. 126]. По другой версии, Мурад III имел 19 сыновей и 36 дочерей, а архив гарема Топкапы называет цифру в 24 сына и 32 дочери [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 804.].
Нурбану продолжала единолично править в гареме вплоть до своей смерти в декабре 1583 года. Все годы правления своего мужа и своей деятельности в качестве Валиде Султан она активно проводила в жизнь провенецианскую политику, так что большинство современников склонялись к выводу о том, что её отравил генуэзский посол, поскольку Генуя в то время враждовала с Венецией, а, следовательно, интересы генуэзцев существенно ущемлялись при султанском дворе.
Паоло Контарини в своём донесении венецианскому дожу, составленному после кончины Нурбану, писал, что она была тем человеком при османском дворе, на советы которого Мурад III полагался более всего:
«Он строит политику свою, главным образом, на советах своей матери, потому что ему кажется, что никто другой не даст совета столь мудро и преданно, как это делает она; отсюда и почтение, которое он ей оказывает, и уважение, которое он питает к её необычайным качествам и многим добродетелям…» [Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 1190 р. Р. 849; Skilliter. The Letters of the Venetian Sultana Nur Banu and Her Kira to Venice. Studia Turkologica Memoriae Alexii Bombaci Dicata, Eds. Gallotta A. and Marazzi U., Napoli, 1982. 708 p. Р. 628.].
Умирая, Нурбану Султан давала своему сыну последние советы, которые, по словам Джанфранческо Моросини, «касались настоящего правления и содержали в себе столько благоразумия и осмотрительности, что можно было подумать, будто они исходят от искусного, умного и очень опытного государственного деятеля». Мать советовала Мураду вершить правосудие незамедлительно, при этом быть справедливым к своим подданным, сдерживать свою жадность к золоту, а самое главное – присматривать за своим сыном Мехмедом. Когда Нурбану скончалась, Моросини сообщил об этом в своей депеше в Венецию, которая заканчивалась словами: «Все единодушно признают, что она была женщиной, объединявшей в себе необычайное великодушие, мужество и мудрость» [Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 400 с. С. 93 – 94.]
Смерть матери оказалась тяжелейшим ударом для Мурада, и свои сыновние чувства он выразил, устроив ей похороны, беспрецедентные по пышности и размаху. После похорон он приказал Синану воздвигнуть мечеть в честь Нурбану. Получившая название Аттик Валиде Джами, эта мечеть была построена на высоком холме на азиатском берегу Босфора и своим великолепием может сравниться только с Сулеймание Джами.
Поделиться395Вторник, 28 января, 2014г. 16:53:14
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ШЕХЗАДЕ МУСТАФЕ
"Ни один другой шехзаде не завоевал такой любви и преданности у народа и войска, как это было с султаном Мустафой. Потому что этот султан Мустафа сумел завоевать нерушимый авторитет у солдат, и большую славу великодушного правителя, милостивого ко всем народом, как к туркам, так и к христианам." (ДОМЕНИКО ТРЕВИЗАНО, венецианский посланник, из его донесения 1554 год)
"Исполненный справедливости, страсти к наукам и поэзии, принц завоевал высшую степень любви как воинов, так и людей искусства. Он сам писал стихи под псевдонимом Мухлиси, и был великодушным меценатом Сирури, одного из величайших османских филологов, автором высоко оцененного персидского словаря, поэтики и лучших комментариев к шедеврам персидской поэзии, таким как Гюлистан и Бехаристан Джами, Шебистан Феттахи, Месневи Джелаледдина Руми, Диван Хафиза." (ФОН ХАММЕР, "ИСТОРИЯ ОИ)
"Султан Мустафа Хан:
Вообще этот шехзаде по натуре своей обладал чистой душой, выделялся среди братьев щедростью и милосердием, имел пристрастие к искусству и знаниям и пользовался почетом, и потому был любим как среди знати так и среди простых людей." (ИБРАГИМ ПЕЧЕВИ, османский историк)
"Мустафа был достойным наследником отца не только по положению, но и по своим прекрасным качествам. Любовь народа к Мустафе и популярность среди янычар была огромной, и это его погубило." (МОРИЦ БРОШ, Кембриджская история нового времени)
Поделиться396Вторник, 28 января, 2014г. 16:55:12
Из книги Доктора исторических наук Эрхана Афьонджу "Кануни и Шехзаде Мустафа" ,запись венецианских послов:
"Султан Мустафа - старший сын Султана Сулеймана.Его мать - черкешенка.Они проживают в Амасье,которая находится на границе с Ираном,на расстоянии 26 дней от Стамбула.Мать Мустафы живет вместе с ним.Она принимает меры предосторожности,все какие может,для того чтобы ее сына не отравили.Ежегодный доход составляет 80 тысяч дукатов,если сравнивать с другими Шехзаде,то это в два-три раза больше.Все его очень любят и хотят чтобы он занял трон после своего отца.Желание же янычаров о том чтобы Мустафа стал правителем всем известно.Таково же желание всех рабов Султана,так как помимо того,что Мустафа - старший сын Султана,он очень щедрый,умный и честный Шехзаде.Кроме того Мустафа как настоящий герой защищает государство от нападений со стороны Ирана.Понять кого хочет Султан Сулейман видеть в качестве будущего султана очень сложно.Но что примечательно ,во время двух его встреч с нами, он два раза лично сказал,что Мустафа взойдет на трон.Очевидно то, что и после Султана Сулеймана Европу ждет плохое будушее.."
Поделиться397Вторник, 28 января, 2014г. 16:56:24
В книге "Кембриджская история современности" написано:
"Эта ужасная трагедия оказала такой эффект на Османов,как Варфоломеевская ночь на Францию."
Доктор исторических наук Эрхан Афонджу :После того как Шехзаде Мустафу убили ,при нем обнаружили записку .В ней было написано : "Не приходи,твой отец убьет тебя".Несмотря на эту информацию,Шехзаде Мустафа пошел к отцу.Уже при входе для Мустафы был ясный предвестник неладного - у него потребовали отдать оружие.Единственными,кто мог входить с оружием к Султану были наследники.Шехзаде Мустафа,который не мог поверить в то,что его отец может убить его,заходит в шатер,где и произойдет его последний вздох.По историческим фактам известно,что этот день был пятницей,священным днем у мусульман,а сам Шехзаде Мустафа был полностью одет в белые одежды..
Некоторые строки ,которые написали современники этих событий.
Назми :
И по желанию своего отца он принес себя в жертву.Он и так был готов принести себя в жертву..
Муни:
Позор этому султану,что возвысился с земли до небес!Плачьте,мои глаза!Сгорай от боли,моя душа!
Фунуни:
Ты совершил такое зло словно разрушил Священную Каабу!
Нисайи:
Поверив словам этой русской ведьмы,став соратником этой интриганки ,что же ты наделал с Мустафой?
Ташлыджалы Яхья :
Было его лицо светлее Солнца.Теперь его не стало..
Шехзаде Мустафа,единственный Шехзаде в истории Османской Империи,после смерти которого писали произведения,выражающие скорбь и боль утраты,и что примечательно,не только османы,но и даже во Франции ,Англии и других зарубежных странах.А также Шехзаде Мустафа - человек по которому во всей турецкой истории написали больше всего "mersiye",т.е. произведений,в которых выражается боль и печаль по умершему.
Что писал о Шехзаде Мустафе авторитетный османский историк Ибрахим Печеви:
Покойный Веромученик (шахид) Султан Мустафа Хан:
Год рождения – 921 год хиджры (1515). Вообще этот шехзаде по натуре своей обладал чистой душой, выделялся среди братьев щедростью и милосердием, имел пристрастие к искуству и знаниям и пользовался почетом, и потому был любим как среди знати так и среди простых людей. Когда ему исполнилось 40 лет, в 960-ом (1552/53) он исполнился Господней милости (т.е. умер) в караманском Эрегли и его тело было послано в Бурсу. Эта тема будет обсуждена в подробностях когда придет время.
Среди строк многочисленных произведений Султана Селима Пьяного ,сына Хюррем(он писал под псевдонимом Селими), есть такая :
Şehzadeler şehbazı Sultan Mustafa-,т.е. Шехзаде Мустафа -самый великий из всех Шехзаде.
Поделиться398Вторник, 28 января, 2014г. 16:57:09
На помощь,на помощь!Разрушилась одна из стен мира!Палачи смерти забрали Хана Мустафу!
Было его лицо светлее Солнца,теперь его не стало..Стал жертвой интриг он,и в грехе погряз Османский род..
Что бы Падишаху доблестный Шехзаде не сказал,пытались они Падишаха в нем усомнить.И случилось то,чего добивались они.
Грязные интриги и скрытая вражда лжецов заставили из наших глаз течь слезы нескончаемые и горесть разлуки в сердцах зажгли.
Ни в чем не повинный Мустафа задушен был толпою убийц.
О если б не видели этого глаза мои!Позор тем кто эту несправедливость совершил!
Надел Шехзаде белоснежную одежду.И светилось его лицо ярче Солнца ,от того,что увидится с отцом,
Был для народа Османского Шехзаде как цветущее дерево.А шатры те вокруг были похожи на ледяные горы.
Падишах всего мира - Кануни Султан Сулейман от гнева огнем пылал.А Шехзаде, светясь от счастья предстоящей встречи, мчался скорее к отцу,чтобы руку ему поцеловать.
Но не вернулся из шатра отца Мустафа,чье лицо было наполнено светом,подобно Луне.Пролили больше слез чем облака в весенний дождь,те кто увидел как хоронили Шехзаде.
Подобна двухглавому дракону эта мирская жизнь,в чей капкан попадают многие.
Был он подобен океану познаний, и знаниями своими озарял все вокруг,как прекрасная Луна .Но ушел Мустафа,нет его больше..Погубили бедного Шехзаде.
Оплакивают его даже звезды на небосводе.В вечер расставания с ним у всего Османского народа души были в крови,а глаза в слезах от горести разлуки.
Были они в величайшей скорби,погубили луноликого Шехзаде интриганы в борьбе за трон.
Подобно змеям обвились вокруг его шеи.А он склонил голову покорно пред своею судьбой.
Был убит,пострадав от великой несправедливости, и стал мучеником ни в чем не повинный Шехзаде.
Упал бездыханно на землю,и со счастьем мученичества отправился получать награду у Всевышнего благородный Мустафа.
Ташлыджалы Яхъя - современник шехзаде Мустафы автор.За это его произведение был отправлен в ссылку Рустемом пашой.
Поделиться399Вторник, 28 января, 2014г. 16:58:52
КАФТАН ШАХЗАДЕ МУСТАФЫ
Поделиться400Вторник, 28 января, 2014г. 17:00:42
ЗАГОВОР ПРОТИВ МУСТАФЫ: КАК ЭТО БЫЛО, ПО ИСТОРИИ
Надо принять данность - в некоторых группах ВВ, которые мы тут ласково называем "Сектой", прямо сейчас творится альтернативная история! Это очень мило, фанфики часть ритуала смотрения сериала. Но тем, кому интересна настоящая история, а не фанатские фанфики, предлагаю вернуться к точке зрения, принятой во всем мире (кроме отдельных фанатских сайтов Хюррем в Украине и в России)).
И ВСПОМНИТЬ, ЧТО ПО ИСТОРИИ НИКАКОГО БУНТА МУСТАФЫ ПРОТИВ ОТЦА НЕ БЫЛО. А БЫЛ ЗАГОВОР ХЮРРЕМ И РУСТЕМА.
Вот статья из английской энциклопедии, где каждое утверждение подкреплено ссылкой. Итак.
"Согласно всеобщему убеждению, Хюррем подстроила ловушку для Мустафы.
(Источник-Merriman, Roger. Suleiman the Magnificent. New York. Cooper Square Publishers, INC. 1996).
Ее партнером по этому делу был Рустем паша, ее зять и доверенное лицо. Рустему доверял и Сулейман, не подозревая, что он выполняет прежде всего приказы Хюррем.
( Fisher, Alain. "Suleyman and His Sons")
Рустем послал одного из доверенных лиц Сулеймана, чтоб сказать, что солдаты хотят заменить его на троне на более молодого принца Мустафу, и что ходят слухи, что Мустафа одобряет эту идею. Сулейман сперва не предал этому значения, но пришел в ярость, когда услышал эту весть от человека, которому доверял (подкупленному Рустемом) (Clot, André (1992). Suleiman the Magnificent: The Man, His Life, His Epoch. Page 157.)
Дальше Рустем предложил Мустафе присоединиться к персидскому походу, соединившись с армией Сулеймана в Эрегли. В это же самое время он убедил Сулеймана, что Мустафа идет с армией, чтоб убить отца.
(Brosch, Moritz. The Height of the Ottoman Power; Murder of Prince Mustafa)
Ничего не подозревающий Мустафа принял предложение Рустема и выдвинулся с армией, чтоб присоединиться к отцу в походе. Сулейман, узнав о движении его армии, увидел после слов Рустема в этом угрозу и приказал казнить сына. Когда Мустафа вошел в шатер отца, стража Сулеймана напала на мустафу и после долгой борьбы задушила его. ( A General History of the Middle East, Chapter 13: Ottoman Era, Suleiman the Magnificent)"
Поделиться401Вторник, 28 января, 2014г. 17:01:58
Доктор Мориц Брош, известный австрийский историк,
(Brosch, Moritz. The Height of the Ottoman Power; Murder of Prince Mustafa)пишет:
«Во время персидского похода 1553 года Сулейман проявил себя не только как полководец, но главным образом как убийца собственного сына.
Принц Мустафа, дитя первой жены султана, сильно мешал второй жене, Хюррем, которую французские поэты Мармонтель и Фаваль называли Роксоланой. Мустафа был достойным наследником отца не только по положению, но и по своим прекрасным качествам. Любовь народа к Мустафе и популярность среди янычар была огромной, и это его погубило. Его мачеха Роксолана интриговала, чтоб убрать его с дороги для возвышения своего сына Селима. В содружестве с алчным визирем Рустемом, своим зятем, Роксолана смогла ввести в заблуждение стареющего султана Сулеймана, и заставила его поверить, что Мустафа заговорщик, который вместе с янычарами хочет сместить отца с трона. Рустем проворачивал всю интригу, а Роксолана занималась «обрабатыванием» султана, Сулейман попал в их сети; и судьба Мустафы была решена. Отец вызвал сына к себе, и сын покорно явился в его лагерь в Эрегли, и когда он без малейшего подозрения вошел в палатку к отцу, он был удавлен на глазах у отца. Это произошло 6 октября 1553года. Ужасное это деяние вызвало ярость янычар, и Сулейман вынужден был, чтоб погасить надвигающийся бунт, отставить Рустема с поста Великого Визиря. Эта ужасная трагедия напомнила своим эффектом Варфоломеевскую ночь в истории Франции. Принц Селим, ради которого было совершено это преступление, был первым из серии дегенеративных султанов, погруженных в поиски удовольствий или страдающих от различных маний, под правлением которых Империя стала клониться к упадку."
Доктор Мориц Брош (1829-1907)– известный австрийский историк, специалист по 16 веку, автор классической статьи «Власть в оттоманской империи» в Кембриджском словаре новой истории (1904 год).
Поделиться402Вторник, 28 января, 2014г. 17:03:30
ЧТО ОЗНАЧАЛ ПЕРЕВОД МУСТАФЫ В АМАСИЮ?
НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО ПОВЫШЕНИЕ
. По книге The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire Авторы: Leslie P. Peirce. «Некоторые утверждают, что Сулейман предпочитал сыновей Хюррем, а в особенности Мехмета. Тем не менее в источниках трудно найти тому подтверждение. В качестве доказательства часто приводится факт, что когда Мехмета выслали из дворца, он был назначен в Манису, а Мустафа переведен в Амасию. Довод в том, что Маниса ценилась из-за близости к Стамбулу, и в случае внезапной смерти султана, выгодно было находиться именно там. Несмотря на справедливость этого, были и другие факторы в назначении принцев. Традиционно, Маниса была первым местом, куда отправляли шехзаде – из-за близости к столице и из-за того, что в Манисе никогда не велась подготовка к военным походам. Амасия с другой стороны находилась близко к восточному фронту, поэтому пост санджакбея там имел большее военное и политическое значение. Историк Кемаль-паша рассказывает об инциденте, заставляющем предположить, что именно Амасия была самой желанной провинцией: когда Мехмет Завоеватель спросил внуков кого они больше любят отца( Баязета) или деда, только Ахмет ответил что предпочитает отца и за это много претерпел из-за неудовольствия султана. Но когда Баязет стал султаном, он наградил Ахмета за верность назначением в Амасию. К тому же трудно связывать перевод Мустафы в Амасию (июль 1541) и назначение Мехмета в Манису, которое состоялось на 14 месяцев позже.» В-общем, из книги можно сделать вывод, что Маниса была стабильной провинцией, с хорошо налаженным управлением для принцев, начинающих делать первые самостоятельные шаги. Автор еще рассуждает на тему того, что скорее всего перевод Мустафы был связан с тем, что уходящий в очередной поход Сулейман хотел оставить популярного наследника под надзором великого визиря, ставка которого находилась в Анатолии (т.е. близко к Амасии). По книге Alan Fisher, Suleyman and His Sons «Есть место для сомнений в том, что Сулейман когда-либо планировал сделать Мехмета следующим султаном. Мехмета не отправляли в санджак до 1542 г., это было вообще его первое назначение, и он умер год спустя в 1543 г. Мустафу же Сулейман сделал санджакбеем на девять лет раньше, второе же назначение в Амасию он получил за год до того, как Мехмет свое первое.»
Поделиться403Вторник, 28 января, 2014г. 17:05:14
ПОЧЕМУ ШЕХЗАДЕ МУСТАФУ СОВРЕМЕННИКИ НАЗЫВАЛИ СУЛТАНОМ МУСТАФОЙ? ДА ПОТОМУ ЧТО ЭТО БЫЛО ОБЫЧНОЕ В ТО ВРЕМЯ ОБРАЩЕНИЕ К ЧЛЕНУ ДИНАСТИИ!
(Султан Мустафа, Султан Джихангир, Султан Джем и другие сыновья и внуки падишахов, специально для http://vk.com/vvclub1)
В полемике про участь шехзаде Мустафы можно встретить такой аргумент – мол, есть оттиск его печати, «Султан Мустафа», значит, сын все же целился на трон отца! Так вот, в 16 и 17 веках именно так («имя+султан») именовали шехзаде, сыновей падишаха, включая умерших в младенчестве. Вот три свидетельства современников:
Султан Сулейман заканчивает строчкой «Самый безукоризненный из принцев, мой СУЛТАН Мехмет» свои стихи, написанные после смерти своего сына, шехзаде Мехмета.( По книге Süleyman the Magnificent Poet: The Sultan's Selected Poem, Издательство Dost, 1987 )
Поэтесса Нисайи, в плаче по казненному Мустафе, обращается к Сулейману: «Что же безжалостный Повелитель мира сделал с СУЛТАНОМ Мустафой?»(По книге Age of Beloveds : Love and the Beloved in Early Modern Ottoman and European Culture and Society
Andrews, Walter G. Kalpakli, Mehmet 2004,Duke University Press, Durham, NC, USA)
Наконец, Ибрагим Печеви, известный османский историк 17 века, в своей Истории, перечисляя сыновей Сулеймана, всех именует СУЛТАНАМИ, даже умерших в младенчестве и раннем детстве Абдуллу, Махмуда и Мурада, или не имеющего права взойти на трон(из-за физического увечья) Джихангира.
Ибрагим Печеви. «О некоторых шехзаде» (в сокращении, по переводу на сайте vostlit.ru)
«Покойный Веромученик (шахид) Султан Мустафа Хан:
Вообще этот шехзаде по натуре своей обладал чистой душой, выделялся среди братьев щедростью и милосердием, имел пристрастие к искуству и знаниям и пользовался почетом, и потому был любим как среди знати так и среди простых людей.
Султан Селим Хан:
Следуя по стопам своего отца он воссел на счастливый трон дома Османов без всяких затруднений и препятствий.
Покойный Султан Мехмед Хан:
Это был шехзаде которого оба родителя оберегали как зеницу ока и которого родители души у нем не чаявшие, решили назначить наследником еще при своей жизни. Но будучи путником на безжалостном пути смерти, во время его валийства в Манисе он покинул этот свет хвастливых и переселился во дворец радости, а его украшенное милостью тело, было привезено в Стамбул, где он был захоронен возле одной только что начавшей строиться мечети, которая впоследствии станет известной по чистому его имени.
Покойный Веромученик Султан Баезит:
Он сбился с пути своим предательством своего старшего брата Султана Селим Хана. Сбитый [с пути] обманом своих злонамеренных друзей, он ополчился против своего брата и проиграв сражение укрылся у шаха Ирана. Падишах несколько раз посылал послов с письмом вернуть его. В конце концов он и пятеро его сыновей были убиты в Исфагане по приказу шаха, а тело его было привезено в Сивас и захоронено в этом месте.
Покойный Султан Джихангир:
Падишах – завоеватель стран всегда имел его под рукой, никогда не расставался с ним ни в мирное ни в военное время. Этот принц - бывший отрадой глаз и источником душевной радости падишаха во время его прогулок и охоты умер зимуя в Хавебе. Его тело было привезено в Стамбул и захоронено в Гробнице (Турбе) Шехзаде Мехмеда.
Султан Мурад, Султан Махмуд, Султан Абдуллах:
Эти три прекрасных шехзаде, умерли еще будучи не достигшими своей цели юношами, и тела их были захоронены в Гробнице Султана Селима – их деда, и спрятаны словно каждый из них – сокровище.»
А еще можно вспомнить, как в первом сезоне ВВ на Родосе ловили «Султана Мурада», родственника нашего Сулика, сына (или внука) Султана Джема (который был братом султана Баязида, дедушки Сулика). Ни султан Мурад, ни султан Джем не были падишахами – Джем был сыном падишаха, Мехмета Фатиха. А приставка Султан, как мы понимаем, знаменует всего лишь принадлежность к Династии. И никак не связана с нахождением на троне или претензией на него.
Поделиться404Вторник, 28 января, 2014г. 17:06:44
Анна Крюкова
ЭТО ЛИ ПРАВОСУДИЕ?
поэт Сами пишет о смерти Мустафы, обыгрывая прозвища султана "Законодатель" и "Любящий".
" О, царь благородной крови - это ли справедливость?
Ты можешь править миром, но это ли хорошее управление?
Разве кто-то из великих совершал такое?
Это ли нежность, убить столь близкого тебе человека, как Мустафа?
Ты убил его ослепленный лживыми кознями - это ли правосудие?
Ты был ослеплен словами врага - это ли любовь?"
Roxolana in European literature, history and culture
редактор: Galina I. Jermolenko
Поделиться405Вторник, 28 января, 2014г. 17:08:01
СТИХОТВОРНАЯ ПЕРЕПИСКА ДЖИХАНГИРА И МУСТАФЫ
У нас в группе сегодня день ценных находок. После описания Ибрагима на Родосе в письме рыцаря, найденного Алиночкой, уникальная находка Тансулпан Исмагиловой!
Вот ее перевод нескольких сохранившихся строк стихотворной переписки Мустафы и Джихангира. Один брат начинает, другой продолжает. Речь идет о чтении стихов - что важнее- читать стихи глазами или вслух.
МУСТАФА
В пустыне из стройных строк,
что пронзает зоркий взгляд,
Кто же охотник?
Язык, что строки произносит,
или глаза, что строки читают?
ДЖИХАНГИР отвечает:
Охотники под доспехами бровей,
глаза с разящим взглядом
- не братья ли они?
Так вот мило переписывались, перебрасывались стихотворными строчками два брата...
Там еще такой нюанс - что третьим в переписке был Сулейман, что строки Мустафы были ответом на его строчки, которые в книжке не приводятся.
Вот такая идиллия, папа и сыновья перебрасываются строчками о том, как лучше читать стихи... И явно молодые люди перед папой хотят блеснуть.... а ужасная судьба впереди.
Эта книга в Бурсе издана, кафедра турецкой и исламской истории и культурыэта книга в Бурсе издана, кафедра турецкой и исламской истории и культуры
Yazar : Nagehan DÜZCAN
Üniversite : Uludag University
Anabilim Dalı : slamic History And Arts
Bilim Dalı : Turkish slamic Literature
Tezin Niteligi : Master
Sayfa Sayısı : XIV + 178
Mezuniyet Tarihi : 10 /11 / 2006
Tez Danısman(lar)ı : Doç. Dr. Bilal KEM KL
Поделиться406Вторник, 28 января, 2014г. 17:08:54
ПОДЛИННЫЕ СТИХИ СЕЛИМА НА СМЕРТЬ ЕГО БРАТА МУСТАФЫ
(перевод Тансулпан Исмагиловой)
...О злосчастная судьба, я кричу от боли,
ты приносишь столько страданий,
ты сама - чисто страданье..
Никто от тебя не стал счастлив, никому ты радость не принесла..
Что же ты натворила, что за бедствие и горе, о неверная!
Где же он, самый великий Шехзаде - Султан Мустафа?
"Никто от тебя не стал счастлив, никому ты радость не принесла" - говорит о судьбе мужчина, ставший падишахом оттого, что его мать погубила двух его братьев, а отец - третьего....
Год написания этих стихов неизвестен, но можно предположить, что Селим, панически боявшийся отца, или написал их уже будучи султаном, или просто никому не показывал при жизни Сулеймана...
По книге, где собраны плачи по Мустафе, издательство Стамбульского университета, 1982:
ÇAVUŞOĞLU, Mehmet, " Şehzade Mustafa Mersiyeleri", İstanbul Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Tarih Enstitüsü Dergisi, Tayyib Gökbilgin Hatıra Sayısı, İstanbul, 1982
Поделиться407Вторник, 28 января, 2014г. 17:09:56
НАСТАВНИК МУСТАФЫ
Гелиболулу Муслухуддин Сурури Мустафа, наставник Шехзаде Мустафы.
Сурури Эфенди - известный ученый 16 века таких исламских наук как Тафсир, Хадис, а также лингвистики. Он родился в 1491 году в городе Гелиболу. То, каким он был почитаемым и ценным ученым, обеспечило ему то, что в народе его называли Руми( в честь Мавляны Руми).
Отец Сурури Эфенди, Шабан, занимался торговлей и был достаточно обеспеченным человеком. Он очень заботился о том, чтобы его сын получал образование. Однажды, когда Сурури выучил книгу под названием "Кафийе" по арабской грамматике, он одарил от огромной радости сына и его учителя большим количеством подарков. Сурури окончил медресе и получил аттестацию от Фенеризаде Мухиддина Эфенди.
В 1520 году, Сурури эфенди помогал Фенеризаде Мухиддину решать судебные дела, и это показывает как он доверял своему ученику.
В 1548 году, когда умер Хызыр Хайреддин паша, место наставника Шехзаде Мустафы освободилось. И Кануни Султан Сулейман назначил Сурури Эфенди на эту должность, вызвав его к себе во время похода. Визирь Касым паша очень уважал Сурури Эфенди, также он был любимцем среди ученых-мутасаввифов, до этого же он долгие годы преподавал в Стамбуле, будучи любимым и уважаемым со стороны народа, и скорее всего, все эти причины и являлись предпосылкой для назначения Сурури Эфенди на его должность.
Как пишет историк Чагатай Улучай, результатом интриг Хюррем Султан стало переназначение Шехзаде Мустафы из его санджака Манисы в Амасью. Некоторые считают, что это очень расстроило Сурури Эфенди и он посвятил этому событию большую касыду, однако вопреки данному мнению, автором этой касыды является Кючюк Мустафа Челеби.
Сурури Эфенди был дервишем, и проходил путь духовного воспитания и совершенствования, ему, казалось бы, следовало отказаться от наставничества Шехзаде. Друзья Сурури, такие как Ашык Челеби, были против этого, известны его строки: "Будучи Султаном Мира, он сделал себя рабом". Несмотря на все, Сурури Эфенди поехал к Шехзаде в Караман. Интересен факт, что один из тех, кто укорял Сурури - Губари, сам через некоторое время пошел наставником к сыну Шехзаде Баязита - Орхану, таким образом возглавив дело, которое сам принижал.
Шехзаде Мустафа был старшим сыном Султана Сулеймана. Шехзаде был любим как народом, так и воинами, был обладателем знаний, а также поэтом. Сурури видел прекрасные способности Шехзаде к различным наукам и литературе, вокруг него собирались ученые люди, и Сурури очень старался передать Шехзаде как можно больше знаний. Муслухиддин Эфенди перевел такое произведение как "Захиретуль-Мульк", представил книгу "Гюлистан Шерхи", для Шехзаде Мустафы, общее количество произведений Сурури Эфенди - тридцать шесть.
"Бахруль-маариф", которую на протяжении столетий учили, и по которой преподавали, это одно из драгоценных произведений написанных Сурури для Шехзаде Мустафы. В предисловии этой книги сказано:
"Шехзаде Мустафа, счастливец, обладатель огромных знаний, достойный трона и короны, истинно верующий, совмещающий в себе знание наук и прекрасную нравственность, самый лучший и достойный из рода правителей.
Его качества присущи тем, кто на пути правдивости и верности,
Самые достойные последователи прямого пути, почитаемых Пророков,
Он как благородный Абу бакр, Умар, разделяющий правду ото лжи, Стеснительный Осман,
Он милосердный Али, Он обладатель праведности Султан Мустафа.
Делая призыв к воротам счастья, совершая службу и повиновение достойнейшему из мужей, в котором собраны все прекрасные качества, написал я книгу, в которой собраны важные знания"...
Сурури являлся для Шехзаде самым близким другом, тем, с кем он делился своими мыслями, тайнами.
Четвертого октября 1553 года, результатом интриг Хюррем Султан, Михримах Султан, а также ее мужа Рустем-паши стала казнь Шехзаде Мустафы. Это стало огромным ударом для Сурури Эфенди и он полностью изолировался от мира. Перед приходом в шатер к отцу, приготавливались деньги и подарки для Шехза
Поделиться408Вторник, 28 января, 2014г. 17:10:45
НАСТАВНИК МУСТАФЫ (окончание)
Сурури являлся для Шехзаде самым близким другом, тем, с кем он делился своими мыслями, тайнами.
Четвертого октября 1553 года, результатом интриг Хюррем Султан, Михримах Султан, а также ее мужа Рустем-паши стала казнь Шехзаде Мустафы. Это стало огромным ударом для Сурури Эфенди и он полностью изолировался от мира. Перед приходом в шатер к отцу, приготавливались деньги и подарки для Шехзаде. Его Лала Сунуллах бей, Дефтердар Хамза бей, и учитель Сурури Эфенди должны были быть награждены со стороны Падишаха. Но этого всего не произошло, и все это было отдано в казну. Народ и войска сильно взбунтовались из-за убийства Шехзаде Мустафы. В честь него были написаны плачи-мерсие.
Сурури Эфенди начал испытывать ненависть к миру политики, полному обмана и интриг, и ушел в уединение, закрывшись в своей мечети, не выходя оттуда до самой смерти в течение 9 лет. Он закончил перевод книг, которые оставил после казни Мустафы, и выразил в них свое уважение и любовь к нему. Он делился знаниями , обучал прихожан мечети, он не склонил ни перед кем из государственных мужей голову, так он и прожил, помогая людям чем мог в своей мечети до конца жизни.
Сурури Эфенди умер в 72 года, в 1561 году. На его могиле написаны его же строки:
"Кто бы не проходил у моей могилы, вознеси за меня молитву
Чтобы я попал в Рай, и прочти за меня Коран".
Перевод с турецкого и османского - Тансулпан Исмагиловой
Поделиться409Вторник, 28 января, 2014г. 18:30:28
СУЛТАН СУЛЕЙМАН
Поделиться410Вторник, 28 января, 2014г. 18:33:04
СЕКРЕТЫ ИСТОРИИ-СУЛЕЙМАН ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
Поделиться411Воскресенье, 2 февраля, 2014г. 01:03:02
☛Исторические факты: Рустем Паша родился в 1500 году в городке Скрадин в Хорватии в католической семье. Еще в детстве он попал в Стамбул вместе со своим братом, где они оба получили образование в медресе при Дворе, откуда и началась военная карьера обоих братьев. Уже в 1526 году Рустем стал оруженосцем в битве при Мохаче. Именно после этого начался его стремительный взлет при Дворе Османской династии. Вскоре он стал «Мирахуром» (управляющим султанской конюшней), а также «ричаб-агой», то есть человеком, который выполнял почетную должность держать стремя лошади Султана, когда тот взбирался в седло.
Несколько позже, Рустем получил повышение и стал беклербеком (губернатором) города Диярбакыр, расположенном на реке Тигр на северо-востоке Анатолии. В 1538 году он продолжил карьерный рост и стал бейлербеем (управителем) всей Анатолии. Но на этом стремительная карьера Рустема не прекратилась. Уже в 1539 году он стал Третьим Визирем при Султане, участвуя в заседаниях Дивана. Султан очень ценил своего нового советника, как отмечают современники, за рассудительность и преданность. Степень доверия и любви со стороны Сулеймана к Рустему можно в полной мере оценить, вспомнив тот факт, что в конце 1539 года, а именно 26 ноября 1539 года состоялась свадьба между Рустем Пашой и Михримах Султан, любимой дочерью Султана Сулеймана и Хасеки Хюррем Султан.
Зачастую говорят, что именно Хюррем выдала замуж дочь за Рустем Пашу, но стоит вспомнить правила и исламские традиции того времени, в соответствии с которыми девушки выдавались замуж по совету матери, но лишь с согласия отца невесты, который оговаривал все условия предстоящего брачного договора (никяха). А это доказывает, что, в любом случае, Рустем Паша пользовался огромным доверием со стороны Султана.
Также Легенда говорит о том, что после смерти Великого Визиря Ибрагим Паши Роксолана настойчиво навязала Султану на роль приемника данной должности Рустем Пашу.
Нужно сразу отметить, что Диван (совещательный орган управления при Султане) имел чёткую структуру и строгую внутреннюю иерархию, в которую входили (в порядке убывания старшинства): Великий Визирь, Второй Визирь, Третий Визирь, затем руководители отдельных отраслей страны, например, финансов и флота (аналоги современных отраслевых министерств). Таким образом попасть на высшую должность Дивана, не входя до этого даже в его состав, было практически невозможно.В связи с этим следует вспомнить хронологию, в соответствии с которой, после смерти Ибрагим Паши отнюдь не Рустем Паша стал Великим Визирем, а до него таковыми являлись еще три человека:
с 15 марта 1536 г. – по 13 июля 1539 г. – Аяз Мехмед Паша (был назначен на пост с должности Второго Визиря, заменив Паргалы Ибрагима; умер от чумы);
с 13 июля 1539 г. – до апреля 1541 г. – Челеби Лютфи Паша (карьеру в Диване начал в 1536-ом году, получив пост Третьего Визиря. В 1538-ом году назначен на должность Второго Визиря, после смерти ранее занимавшего её Мустафа Паши. Пост Великого Визиря получил в 1539-ом в день смерти Аяз Паши. В 1541-ом был снят с должности по приказу Султана в пользу Хадим Сулейман Паши);
с апреля 1541 г. – по 28 ноября 1544 г. – Хадим Сулейман Паша (прослужив три с половиной года, был снят с должности после конфликта во время заседания Дивана).
На последнем событии стоит остановиться несколько подробнее. 28 ноября 1544 года произошёл вопиющий инцидент – в присутствии Падишаха на заседании Дивана разразилась ссора между действующим Великим Визирем Хадым Сулейман Пашой и бывшим губернатором Египта Хюсрев Пашой. Конфликт обострился настолько, что дело дошло до поножовщины и лишь ввиду присутствия на заседании других участников, всё не завершилось трагедией. После этого случая Султан Сулейман снял обоих участников конфликта с должностей, а Хадым Сулейман Паша был изгнан в Малкару, где и умер в 1547 году. После снятия с поста Хадым Сулейман Паши ввиду этого случая, его место, в соответствии с установленными правилами, занял Второй Визирь, которым, (начиная с 1541 года), на тот момент являлся Рустем Паша. Таким образом, лишь 28 ноября 1544 года Рустем Паша стал Великим Визирем Османской Империи, более чем через восемь лет после казни небезызвестного Паргалы Ибрагим Паши и через пять лет после женитьбы на Михримах Султан.
Если говорить о личности Рустема, то современники говорили о нем как о человеке, создавшем себя из ничего. Так Бернардо Навагерро, венецианский посол, в 1553 году писал: «Следует отметить, что Рустем Паша отличается большой проницательностью, пожалуй, он родился для той должности, которую занимает. Он достаточно приветлив и дружелюбен, хотя никогда не показывает своих эмоций. И никого лучшего нельзя пожелать османскому правителю Сулейману – вряд ли можно встретить такого мудрого советника, как действующий Великий Визирь».
Ряд исследователей считают Рустем Пашу очень неоднозначной личностью и, называя его мастером политической интриги, с другой стороны отмечают, что он был неимоверно предан Падишаху и никоим образом не участвовал в любых формах коррупции и заговоров, по словам наблюдателей XVI века, являлся «образцом правильного поведения, трезвости и благочестия».Что же касается общественного мнения, то негативный образ вокруг Рустем Паши сложился после написания и распространения Ташлыджалы Яхьёй своего стихотворного произведения, посвященного казни своего близкого друга, шехзаде Мустафы. В этом произведении он обвинял Рустема в заговоре и соучастии в убийстве наследника, называя Великого Визиря дьяволом.
Казни шехзаде Мустафы была посвящена отдельная Легенда (седьмая Легенда) и опровержение к ней, с изложением всех объективных исторических фактов. Что же касается роли Рустема во всем произошедшем, то можно отметить следующее. Шёл 1552 год, когда Рустем Паша был назначен «Сераскером» (верховным военачальником) в очередной военной кампании против Персии и династии Сефевидов. Рустем Паша прибыл в Караманидс на юго-востоке Османской Империи, откуда направил Султану письма, касающиеся некоторых волнений, отчетливо ощутимых среди янычар, которые начали всё чаще задаваться вопросом не пора ли сменить существующего Правителя на кого-то более молодого и способного? Сулейман, был обеспокоен сообщением, полученным от Рустема через кавалерийского командира отряда Султана, поскольку к письму также добавлялась новость о том, что Мустафа вел активную переписку с правящей династией Сефевидов, которые могли бы ему помочь в мятеже против отца, используя в переписке печать с подписью «Султан Мустафа», (печать сохранилась до наших дней). Сулейман был возмущен. Кампания в Персии была отменена. Уже следующим летом 1553г. Сулейман сам возглавил поход армии, отправившейся на Восток, приказав Мустафе явиться в кратчайшие сроки. Шехзаде явился 6 октября 1553г. в город Конья. Именно там и состоялась казнь Мустафы по распоряжению Султана.
После свершившегося вспыхнул мятеж янычар. Так в Амасье, в санджаке, которым управлял Мустафа, произошёл пожар. Не смотря на то, что Ташлыджалы, по воспоминаниям современников, являлся не особо авторитетной личностью и весьма посредственным поэтом, но на этот раз его будоражащие стихи и народная молва сумели подогреть гнев повстанцев, который был направлен даже не столько на Султана, сколько на Хюррем Султан, (которую и без того называли ведьмой) и Великого Визиря, который был (по более ранним заметкам современников) «ярким солнцем, свет которого может увеличить славу императорского дома». По всей стране, особенно писатели и поэты, подхватили бунтарские строки, которые были направлены на то, чтобы всячески настроить Султана против собственного Великого Визиря. Сулейман решил успокоить народные массы и отстранил Рустема от должности, изъяв у него печать Великого Визиря. При этом каких-либо иных мер или лишений к нему не применялось, более того, Падишах сохранил за ним все привилегии, предусмотренные для должности Визиря. В итоге, Рустем был возвращен на должность Великого Визиря уже через два года, 29 сентября 1555 года.
В свою очередь, европейские дипломаты и путешественники, считали Рустем Пашу “человеком острого, проницательного ума”. И это подтверждается следующим историческим фактом – крупнейшим успехом Рустем Паши в должности Великого Визиря в области политики стало заключение в 1547 году пятилетнего перемирия с Королем Фердинандом I, с подписанием которого согласился даже император Карл V. Одним из условий данного соглашения являлось то, что в пользу Османской Империи выплачивалась ежегодная дань в размере 30 000 дукатов.Сулейман высоко ценил способность Рустема грамотно увеличивать поступление финансовых ресурсов в казну. С учетом практически ежегодных военных походов, реализации новых архитектурных проектов (например, комплекс «Сулеймание»), создания системы водоснабжения в Стамбуле, открытия новых рынков и расширения городов Империи, всё это было бы невозможно без соответствующих денежных поступлений. Практически все финансовые операции Империи направлялись и контролировались именно Рустем Пашой. У него самого было несколько участков и поместий, которые он активно вовлекал в проект по восстановлению и расширению развития сельского хозяйства в Империи. Он также наладил торговлю с Европой и Индией, путем подписания ряда торговых договоров.
К концу жизни, Рустем, будучи зятем Падишаха, был весьма зажиточным по меркам того времени человеком. У него в собственности было 815 земельных наделов в Румелии и Анатолии, 476 мельниц, 2900 лошадей, 1106 верблюдов, 600 украшенных серебром седел, 130 пар золотых шпор, 769 богато украшенных мечей, 5000 книг 800 из которых были искусно изготовленными Коранами, (Рустем был очень набожным человеком), 32 из которых были отделаны драгоценными камнями, и около двух миллионов акче наличными. После смерти Рустема большую часть этого невероятного богатства унаследовала его вдова – Михримах, но часть состояния Рустем направил в фонд Хюррем Султан, чтобы необходимые денежные средства были потрачены на строительство общественных зданий и мечетей. Следует отметить, что такое вложение денежных средств в благотворительный фонд с его стороны производилось прижизненно в 1544, 1557, 1560 и 1561 и посмертно в 1570 годах. До Рустема в истории Османской Империи не было ни одного Великого Визиря, который бы участвовал в управлении соответствующими благотворительными фондами, тем самым поддерживая развитие религиозной и социальной инфраструктуры. Эти фонды практически всегда располагались в двух основных городах – Стамбуле и Эдирне, в местах, находящихся на главных торговых путях. Таким образом, они являлись наиболее важным фактором в стимулировании производства, экономики и торговли. В частности, тема производства шёлка и шёлковой торговли вызывала у Великого Визиря повышенный интерес. В связи с этим он посодействовал работе шёлковых фабрик Бурсы и Стамбула и основал в 1551 году базар в Сараево как центр шёлковой торговли.
Что же касается архитектурных сооружений, то среди самых известных, конечно же, можно выделить мечеть Рустема Паши в Стамбуле. Она был построена по его инициативе, по проекту архитектора Синана, посмертно уже после смерти Рустема. В соответствии с договоренностью от января 1561 отслеживала процесс строительства, (продлившийся с 1561 по 1563 годы), супруга Рустем Паши – Михримах Султан. К другим крупным строительным проектам можно отнести комплекс Джума, мечети в Родосто (сейчас Текирдаг) и Караван-сарай Рустем Паши в Эрзуруме.
Чтобы обеспечить основу конкретным проектам, (начальных школ, медресе , больниц, караван-сараев, общественных фонтанов, дорог с твердым покрытием и бесплатных мостов), Рустем Паша завещал в 1561 в случае его смерти, в качестве исполнительниц его воли выступать жену Михримах Султан, а также дочь Айше Хюмашах Ханум Султан (остальным детям Рустема и Михримах будет посвящена отдельная Легенда), которые должны были контролировать реализацию основ его проектов.
Рустем Паша умер 10 июля 1561 года из-за водянки и был похоронен в мавзолее во дворе Мечети Шехзаде в Стамбуле, рядом с шехзаде Мехметом.
Поделиться412Понедельник, 5 мая, 2014г. 00:34:07
Иосеф Наси (Joseph Nassi, João Miquez, Жоао Мигес, Дон Иосиф Мендес) — турецкий государственный и военный деятель, финансист, безуспешно попытавшийся воссоздать еврейские государства в Эрец-Исраэль и островах Средиземного моря (Кипр, острова Эгейского моря, остров близ Венеции).
Иосиф Наси родился около 1524 года в Португалии. Он сын придворного врача, маррана Агоштинью (Шмуэля) Мигеса (Микаша; умер в 1525 году), преподававшего в Лиссабонском университете. Иосиф — племянник Грации Наси.
Отец его, вместе с другими членами своей семьи бежавший от религиозных преследований из Испании в Португалию, умер в конце 15 в. в молодых годах.
Спасаясь, в свою очередь, от преследований, Иосиф вскоре вместе с Грацией эмигрировал из Португалии в Антверпен. В Антверпене он завершил учёбу в Лувенском университете. Затем в Антверпен Иосиф Наси присоединился к банкирскому дому Мендесов, основанному мужем и деверем Грации. Благодаря своей прекрасной наружности и приятному характеру, а также широким коммерческим связям его банкирского дома, Иосиф Наси вскоре привлёк к себе симпатии знати и даже королевы Марии, регентши Нидерландов, сестры Карла V.
Тем не менее вынужденный и в Нидерландах скрываться под маской христианина, Иосиф вместе со своей тётей Грацией решил эмигрировать в Турцию. В 1547 году покинул Фландрию, жил во Франции (где стал известен при дворе). С громадными трудностями они прибыли в Венецию в 1549 году, в это же время Иосиф и обратился к Венецианской республике с просьбой отвести один из соседних островов, где изгнанники могли бы найти себе убежище и куда мог бы быть направлен поток еврейской эмиграции из Португалии. В этой просьбе ему было отказано.
Между тем Грация, по проискам своей племянницы, была заключена в тюрьму, и её имущество было конфисковано республиканским правительством.
В начале 1554 году Иосиф Наси, по приглашению султана Сулеймана (1520−1566), прибыл к Грации в Стамбул, совершил обрезание и изменил своё христианское имя Жуан (Жоао) Мигес на еврейское имя Иосеф Наси.
В Турции Наси имел покровительство влиятельного придворного врача еврея Моисея Гамона, благодаря чему Наси сумел заинтересовать султана в тех коммерческих и финансовых выгодах, которые Турция могла бы получить в связи с переселением в её пределы семьи Наси и других богатых еврейских домов. Вследствие этого султан отправил посла в Венецию с поручением освободить Грацию и её имущество, что ему и удалось после долгих препирательств с венецианским правительством.
В августе того же года женился на единственной дочери Грации, красавице Рейне. С этого времени принимал участие в коммерческой и политической деятельности Грации, в частности, в организации бойкота итальянского порта Анкона (первый случай еврейского экономического нажима на власти в христианской стране, 1555−1557 годы) в ответ на сожжение там 25 марранов.
Иосиф вскоре занял влиятельное положение при дворе султана Сулеймана. Во время борьбы из-за престолонаследия между двумя сыновьями Сулеймана, Селимом II и Баязетом, Иосиф с самого начала принял сторону победившего Селима (правил в 1566−1574 годах), который, заняв престол, выказал ему многочисленные знаки расположения, например назначил Наси членом своей почётной стражи.
Благодаря осведомленности в европейской политике и личному знакомству с многими политическими деятелями Европы, а также разветвленной коммерческой агентуре, Наси оказывал значительное влияние на внешнюю политику Османской империи в период её наивысшего расцвета. Так, Наси содействовал восстановлению власти господаря Александра Лапушняну в Молдавии, играл ведущую роль в мирных переговорах между Турцией и Польшей в 1562 году, побуждал Нидерланды к восстанию против Испании, и его письмо с обещанием турецкой поддержки было зачитано в 1569 году на кальвинистской консистории в Амстердаме.
Селим даровал Наси сбор пошлин с вин, ввозимых в Турцию через Чёрное море. Несмотря на зависть и происки великого визиря Мохаммеда Соколлу, Наси имел такое сильное влияние на Селима, что представители европейских держав нередко видели себя в
Поделиться413Понедельник, 5 мая, 2014г. 00:36:15
Из биографии Донны Грации:
Дона Грация родилась в 1510 году в богатой еврейской семье Наси, которая из-за угроз пасть жертвой инквизиции была вынуждена принять католичество. При рождении ее нарекли испанским именем - Беатриче де Луна. О своем еврейском имени - Хана, - она узнала лишь в двенадцатилетнем возрасте.
Жизнь «новых христиан» в те годы была чрезвычайно сложной. Их презрительно называли «марранос» (свиньи) и хотя они регулярно посещали католические соборы, в тайне продолжали соблюдать еврейские традиции. Хана рано вышла замуж, и очень рано овдовела. Мужем 18-летней Беатриче был 60-летний богатый торговец, разбогатевший на торговле пряностями - марран Франсиско Мендес (Цемах Бен-Беништа). Его брат Диего (Меир) был женат на сестре Беатриче - Брианде (Малке). Где бы ни приходилось жить этой удивительной женщине, она всегда помнила о своем многострадальном народе. Как истинная еврейка, зная о бедственном положении своих соплеменников, она оказывала им бескорыстную помощь, за что и получила прозвище в народе «дона Грация», что в переводе с латыни означает «милостивая. Под этим именем Беатриче-Хана и вошла в историю.
Ее благотворительность проявилась в высшей степени, когда она решила купить землю для изгнанных с Пиренеев евреев. На ее деньги строились приюты для сирот и больницы. Но одно из великих деяний доны Грации на благо еврейского народа - это издание ТАНАХ'a в количестве 100 штук на языке ладино (язык средиземноморских евреев). До наших дней дошли всего лишь два экземпляра этого издания; один Феррарский ТАНАХ хранится в музее иудаизма в Нью-Йорке, другой, факсимиле, - в Иерусалиме.
Дона Грация является образцом и примером настоящей бизнесвумен шестнадцатого века. Она была настолько богата, что могла приобрести целое государство, и считалась намного богаче некоторых императоров тех времен. Огромный флот, банки и торговля приносили большие доходы семейству Мендес, что не могло не обратить внимания власть имущих. Например, император Карл Пятый, мечтавший заполучить богатство молодых вдовушек, предлагает склонить Беатриче-Хану к выгодному для себя браку с членом испанской королевской фамилии. Но ей пришлось пойти на некоторые уловки, чтобы отказаться от этого предложения. Под видом приготовления к свадьбе, она вместе с сестрой и дочерью уезжают в Венецию с намерением быть подальше от королевского двора. Но и в Венеции они не смогли жить спокойно. Дело в том, что брат Франсиско Диего, умирая, составил странное завещание. С целью сохранения громадных средств, все состояние завещалось Беатриче. Но, подогреваемая сплетнями недоброжелателей, не отличавшаяся особым умом младшая сестра Ханы, Брианда, доносит на старшую о ее тайном еврействе, что привело их обеих к заточению. Через своего племянника Йосефа, Бетриче просит защиты у султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного.
Сын покойного брата доны Грации - Иосиф был не только близким другом сына султана, но и его экономическим советником. Оказывая ему неоценимые услуги, дон Иосиф и сам пользовался множественными благами в устройстве своих торговых дел. Иосиф Наси был наместником Султана Селима второго в Валахии и на Кипре. Султан Селим подарил ему остров Наксос вблизи Кипра и присвоил титул герцога Наксоского. В те годы османские власти отрыли врата Стамбула для евреев, изгнанных из Испании, где их преследовала инквизиция. Благодаря этому во второй половине шестнадцатого века начинается возрождение старых и образование новых религиозных образовательных и культурных еврейских центров в странах Восточного Средиземноморья.
Поделиться414Понедельник, 5 мая, 2014г. 00:39:00
Возрождение Тверии.
Дона Грация выкупила Тверию у турецкого султана, чтобы основать в этом городе новый дом еврейского народа. На ее средства в 1565 году город был обустроен. Несмотря на сопротивление местных христиан и мусульман, город удалось обнести крепостной стеной. Но, неизвестно, намеревались ли донна Грация и дон Иосиф учредить в Эрец-Исраэль еврейское государство, чтобы создать там убежище для испанских изгнанников, или их цель ограничивалась организацией нового центра прибыльного производства шерстяных и шелковых тканей.
Обустроенная Тверия стала привлекать евреев из ближних и дальних мест - от Цфата до Йемена. Она превратилась в процветающий еврейский город и важный центр изучения Торы. Смерть султана Селима (1574), друга и покровителя Иосифа Наси, положила конец плану превращения Тверии в главный религиозно-общественный центр Эрец-Исраэль. Иосиф скончался спустя пять лет после смерти султана. Его соперник, маран Шломо Ибн Яиш, достигший высокого положения при дворе султана Мурада Третьего, оказывал большое влияние на внешнюю политику Турции. За что и получил от султана в аренду этот город и послал туда наместником своего сына Яакова, который в свою очередь, преобразил город, построив в нем много современных зданий.
Из истории семьи Амсалем.
История семьи Амсалем непосредственно связана с историей Тверии. В конце восемнадцатого века, по пути из Дамаска в Стамбул, молодой купец Яаков Амсалем (предок нынешнего хозяина компании) решил провести шаббат и остановиться на ночлег в Тверии. Но тогда в этом городе проживало очень мало евреев, и ему посоветовали обратиться к раву Хаиму Абулафия. Тот принял его с почестями и на исходе субботы, прощаясь с молодым человеком, предложил:
- Ты благочестивый еврей, и я хочу предложить тебе в жены красавицу - 13-летнюю девушку. Езжай по своим делам в Турцию, а по возращению в Дамаск попроси благословения отца на этот брак.
Спустя некоторое время молодой купец из Дамаска приехал в Тверию, и остался здесь жить. Семья Амсалем - одна из самых состоятельных в Израиле. У основателя компании «Амсалем-турс», Аарона Амсалема, четверо детей, которые являются совладельцами двух гостиниц в городе и международной туристической компании. На средства этой семьи и содержится музей «Дом Доны Грации», где в настоящее время ведутся исследования жизни и деятельности этой удивительной женщины.
Выражаем благодарность за предоставленные материалы руководителю музея «Дона Грация» историку Цвике Схайку и сотруднице музея Ларисе Шиллер.
Поделиться415Воскресенье, 11 мая, 2014г. 17:42:36
Лала Кара Мустафа-паша (тур. Lala Kara Mustafa Paşa), часто Лала Мустафа-паша (ок. 1500 — 7 августа 1580) — османский полководец боснийского происхождения.
Оказался при дворе ещё в правление Селима I — первоначально, судя по всему, в качестве брадобрея. В 1555 году был удалён Рустемом-пашой и отправлен в Сафед.
При столкновении в 1559 году принца Селима (будущего Селима II) с его конкурентом за престолонаследие принцем Баязидом Лала Мустафа-паша принял участие в военных действиях на стороне первого. Затем занимал должность бейлербея последовательно в Ване, Эрзуруме, Халебе и Дамаске.
В 1565 году командовал сухопутными турецкими войсками в ходе Великой осады Мальты, проявив беспрецедентную жестокость.
В 1567 году усмирял восстание в Йемене.
В 1570 году командовал сухопутными силами при турецком завоевании Кипра, в завершение которого жестоко расправился с капитулировавшими венецианцами.
В 1578 году возглавил турецкую армию в военном походе против царства Сефевидов, но после смерти великого визиря Мехмед-паши был в 1579 году отозван в столицу, а после того, как умер и его преемник Ахмед-паша, в апреле 1580 года Мустафа-паша сам был провозглашён великим визирем, однако умер всего через четыре месяца.
Поделиться416Четверг, 15 мая, 2014г. 00:10:15
Перевод предоставлен: http://vk.com/muhtesemyuzyil
Переводчики: Лидия
Редактор: Татьяна и Елена
Немного о книге:
Талха Угурлуел (турецкий историк, телеведущий, исследователь и путешественник), вместе с книгой «Кануни – Султан, покоривший мир», отправит вас в место рождения Кануни – Трабзон, в место, где он был Шехзаде – Манису, а так же в Стамбул, в который он прибыл Падишахом и из которого покорял Европу. Он расскажет о неизвестных сторонах таких людей, как Хюррем Султан, Паргалы Ибрагим, Михримах Султан, Рустем Паша и многих других исторических личностей…
Поделиться417Четверг, 15 мая, 2014г. 00:10:43
Почему же Хюррем Султан стала фавориткой?
Было бы совсем неправильно в книге, рассказывающей о жизни и эпохе правления Султана Сулеймана, не упомянуть о его жене Хюррем Султан. Давайте же обратимся на сей раз к одной из важных исторических персон своей эпохи и к личности, вокруг которой идут нескончаемые диспуты. Но в тоже время давайте не забывать о том, что у нас на руках нет достоверной информации о жизни женщин, которые жили в Османской империи. Так в чем причина того, что мы так мало знаем о женщинах той эпохи? По причине того, что они жили в «клетке»? Или же, потому что их жизнью никто не интересовался, и они всегда были на втором плане? Ничего из вышеперечисленного! Вы сами неожиданно для себя найдете ответ этой загадки. Обсуждают ли женщины нашего времени между собой в дружественной обстановке своих мужей? А может ли это обсуждение порой перерасти в спор? Конечно же, это возможно. А что насчет мужчин? Могут ли они в своей компании за чашечкой кофе или чего-то другого обсуждать своих жен? Никогда! А знаете почему? Думаете по причине того, что они в грош не ставят своих жен? Каждый из вас прекрасно понимает, что это очень глупо спрашивать о таких очевидных фактах. Вы прекрасно понимаете, почему я привожу такие примеры, так как все вы тоже выросли на этих землях. Вы соблюдаете наши традиции и придерживаетесь этикета общения. Но сможет ли чужестранец понять эти устои? В Америке или Европе при встрече двух мужчин один может запросто другого попросить передать «привет» его супруге. Но разве такое поведение приемлемо в нашей стране? В этом и заложен корень того, что чужестранцы не могут понять нас и нашу историю, наших исторических личностей, того что они так искажают нашу историю.
Поделиться418Четверг, 15 мая, 2014г. 00:11:30
В то время как нам известны подробности о внешности османских падишахов вплоть до мельчайших деталей, все вышеперечисленные факторы стали причиной того, что о женах падишахов нам известно очень мало подробностей. Но все же, что нам известно о женщинах, которые обитали во дворце османских падишахов? До нас дошли их произведения, письма, стихи и еще на руках у нас есть документы об установлении их вакфов. Но на этом все.
К сожалению, все, что написано о них до сегодняшнего дня - в основном, выдумка и является всего лишь предположением.
А теперь давайте попробуем узнать о настоящей Хюррем Султан, благодаря тем данным, которые имеются у нас.
Есть много гипотез, откуда родом Хюррем Султан. Говорят о России, Украине, Польше и других местах. Но у Османов никогда не записывали, кого и откуда привозили. У многих обращенных (девширме) пашей отцы жили в других странах и исповедовали другие религии, и настоящие имена их отцов скрывали, заменяя на Абдуллаха (Раб Аллаха).
По версии Лесли Пирс, которая гуманнее всех иностранных писателей отзывалась о Гареме, Хюррем Султан была родом из Западной Украины.
Из-за ее рыжих волос ее называли Роксоланой. Наибольшим доказательством того, что она является родом с Западной Украины, является то, что поблизости Рогатина практически все жители были рыжими. Если говорить об этих местах, то на ум сразу придут татары, которые в те времена были привязаны к Османам.
Поделиться419Четверг, 15 мая, 2014г. 00:12:59
Еще со времен Фатиха Султана Мехмета татары были привязаны к Османам и во имя их часто устраивали набеги на те земли. К тому же, жена Султана Селима, Хафса Хатун, была крымской татаркой. Его тесть, Менгли Гирай, был во главе Татарского Ханства. То есть, нет ничего необычного в том, что эта девушка много лет обучалась в Крымском дворце и после была отправлена в Османский дворец.
Имя Хюррем будет дано ей в школе для девушек (Duhteran- ı Hümayun). Потому что именно там давали имя каждому человеку в зависимости от его характера, положения, воспитания и внешнего вида. Из-за ее улыбчивости и располагающего к себе характера ей было дано имя Хюррем.
Ее брак с Кануни был заключен спустя некоторое время после его восхождения на престол. Сегодня у нас на руках есть весьма успешные стихи и письма Хюррем Султан, которые могут показать, насколько высок был уровень ее образования. А по-другому и быть не могло. Потому что Явуз Султан Селим и его жена Хафса не могли быть настолько глупыми, чтобы позволить своему единственному сыну и будущему престолонаследнику жениться на простушке. Даже сегодня родители стараются вмешиваться, когда их дети выбирают себе пару, а в те времена тем более они не могли быть безразличны.
Действительно, Хюррем Султан получила превосходное образование. Она была мудрой и весьма образованной женой. Сегодня специалисты, проанализировавшие ее стихотворения, утверждают, что ее стихи намного успешнее стихов Кануни, который писал под псевдонимом Мухибби. Однако турецкий язык был родным для Кануни, как же человек, выучивший этот язык, со временем мог писать такие непревзойденные стихи лучше него? Сегодня есть много людей, прекрасно владеющих иностранными языками, но могут ли они безукоризненно написать стих на этом языке? Значит, эти обращенные (девширме) в маленьком возрасте были пристроены в мусульманские семьи, потом их отправляли в Крымский дворец или Эндерун в Эдирне. Ну, а после, если их считали достойными и образованными, они отправлялись в Османский дворец.
То, что говорят о росте и фигуре, все нарисованные портреты являются фантазией. Если в те времена у мусульманской женщины невозможно было разглядеть ни волоска, даже иностранных королев принимали только с вуалью на лице (Венгерская королева Изабелла), то представление их в декольтированных нарядах является полнейшей необразованностью.
Поделиться420Четверг, 15 мая, 2014г. 00:14:08
На тот момент, когда Хюррем была принята в Османский дворец и вплоть до того, как, вслед за этим, она удостоилась чести стать законной женой Султана Сулеймана, этот промежуток времени она проживала вместе с Валиде Султан Хафсой Хатун и первой женой Султана Махидевран Гюльбахар Хатун в Saray-ı Atik (в Старом Дворце на площади Баязида). Хотелось бы отметить, что в те времена ни одна из женщин, принадлежащих семье падишаха, не проживала во дворце Топкапы. Вплоть до 1541 года, когда в Saray-ı Atik (в Старом Дворце) не произошел пожар, и не возникла необходимость переместить гарем во Дворец Топкапы.
На сегодняшний день на руках у тех, кто говорит, что Хюррем Султан вмешивалась в управление государственными делами, нет ни малейшего доказательства этому факту. Имели место быть лишь поздравительные письма правителю Польского Королевства и его сыну, будущему королю. Даже Бернард Баомаж по этому поводу высказывается следующим образом: «Она сделала все возможное, чтобы символ полумесяца, одержав победу над крестом, распространился в самых дальних странах, исповедующих многобожье».
Несомненно, такому быстрому возвышению Хюррем Султан и приобретению ее статуса фаворитки поспособствовало то, что она в короткий срок подарила этому миру столько наследников. Свод Законов Османской империи не поддерживал многоженство, но ввиду того, что Свод Законов не стал всецело этого придерживаться, так же существовал закон о наличии у падишахов Османской Империи нескольких жен. Падишахи обязаны были иметь нескольких наследников, ведь над продолжением династии не должна была нависать угроза. Одновременно с этим, жены, которые рожали на свет нескольких детей, в особенности мальчиков-наследников престола, выступали на первый план. К примеру, существование одной из жен Султана Сулеймана, Гюльфем Хатун, и по сей день оспаривается на многочисленных научных форумах. Причина этому то, что она стала матерью лишь единожды, и ее сын Мурат скончался еще в младенчестве, а в дальнейшем она уже не имела детей. По этой же причине – не по причине того, что ее недооценивали – она не смогла выйти на передний план. И теперь мы пытаемся узнать эту женщину, изучая различные источники. Эта хатун построила в Ускюдаре и Манисе по одной мечети, медресе, имарету и водные пути в округе Енишехира.